№4 2018

2018 ВИЩА ОСВІТА УКРАЇНИ, № 4

реферативный обзор статей номера


СТРАНИЦА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

Виктор АНДРУЩЕНКО
ЛИЦОМ К ШКОЛЕ..............................................................................................................................5
Создание национальной системы образования, осуществление образовательных транс-
формаций высшей и профессиональной школы, обеспечивших вхождение в болонское
пространство образования, отнюдь не означает, что решены все задачи реформ. Школа
катастрофически отстала от жизни и страдает от консерватизма в управлении и сохра-
нения большинства недостатков советской системы образования. Привлекательность со-
временного внешкольного информационного пространства резко контрастирует с при-
митивизмом содержания обучения, поэтому от такой школы ученики бегут, как от чумы.
Украине нужна другая школа – открытая, привлекательная, комфортная и эффективная.
Ее модель реализована в системах образования Финляндии, Швеции, ряда других евро-
пейских стран. Мы идем в Европу, а потому должны взять лучшие черты этих моделей
как образец для осуществления реформ. «Лицом к школе» – такой лозунг должен быть
утвержден как парадигма деятельности нынешнего украинского общества, всех властных
структур, Министерства образования и науки, соответствующих региональных руково-
дящих подразделений.
Ключевые слова: человек, образование, культура, личность, новая школа.

АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

Светлана ДЗЮБА
УЧЕТ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ОЦЕНИВАНИЕ ТРУДОВЫХ ЗАТРАТ
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ
ЗАВЕДЕНИЙ УКРАИНЫ............................................................................................................... 15
Статья посвящена рассмотрению проблемы учета рабочего времени и оценива-
нию трудовых затрат научно-педагогических работников высших учебных заведений
Украины. Исследованы попытки Министерства образования и науки Украины, а также
других органов, связанных с образовательной деятельностью, утвердить нормы време-
ни для планирования и учёта основных видов учебной, методической, организационной,
а главное – научной работы научно-педагогических работников высших учебных заве-
дений с целью совершенствования организации их труда, то есть нормировать, наряду с
учебной, научно-методическую работу, которая по сути является ненормированной. На
основании аналитического обзора действующей нормативно-законодательной базы по
регулированию образовательного процесса высших учебных заведений Украины обосно-
вана необходимость нового методического и практического подхода к решению указан-
ной проблемы
Ключевые слова: научно-педагогические работники, участники образовательного про-
цесса в учреждениях высшего образования, продолжительность рабочего времени препо-
давателя, структура рабочего времени научно-педагогических работников, учет рабочего
времени, оценивание трудовых затрат научно-педагогических работников.

Сергей КУРБАТОВ
УНИВЕРСИТЕТСКИЕ РЕЙТИНГИ И ПРОБЛЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА
ОБУЧЕНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЯ............................................................................................. 25
В статье рассматривается процесс поиска новых механизмов оценки качества универ-
ситетского преподавания и обучения в наиболее авторитетных системах международных
университетских рейтингов. Несмотря на то, что оценивание результатов научно-иссле-
довательской работы продолжает доминировать в большинстве систем рейтингования
(например, в ARWU, QS, THE World University Rankings), поиск нових форм оценива-
ния и соответствующих им индикаторов качества преподавания и обучения рассматрива-
ется экспертами как одно из важнейших направлений дальнейшего усовершенствования
теории и методологии университетских рейтингов. В пользу этого свидетельствует тот
факт, что в конце июля 2018 года одна из ведущих систем рейтингования ТНЕ впервые
опубликовала Европейские рейтинги преподавания (THE Europe Teaching Rankings), в
основу которых был положен принцип студентоцентрического обучения как ключевой
элемент формирования европейского пространства высшего образования (EHEA).
Ключевые слова: университетские рейтинги, индикаторы, оценка качества преподава-
ния и обучения, студентоцентрическое обучение, оценка результатов обучения.

ФІЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ХХІ СТОЛЕТИЯ:ПОИСК ПРИОРИТЕТОВ

Людмила ГОРБУНОВА
ТРАНСВЕРСАЛЬНАЯ САМОСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
(К ОБОСНОВАНИЮ ТРАНСФОРМАТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ)...................................................................................................... 30
Контекст глобальных трансформаций требует трансформативных стратегий высшего
образования, направленных на формирование автономного индивида, способного преодолевать
риски и отвечать на вызовы глобализации и становления информационализма как
нового способа развития цивилизации. Разработка и воплощение трансформативных
стратегий высшего образования требует образовательных политик, построенных на ин-
тер- и трансдисциплинарных исследованиях процесса обучения взрослых, направленно-
го на развитие индивида как целостного человека, как автономного субъекта, которому
присущи когнитивные и коммуникативные компетентности трансверсального характера.
В рамках такого холистического подхода возникает вопрос о природе трансформативных
изменений основной онто-антропологической составляющей образовательного процесса,
а именно феномена самости как совокупности ментальных само-репрезентаций индиви-
дом своей собственной личности.
С целью прояснения направлений и задач трансформативного обучения рассма-
тривается динамика феномена самости на фоне изменения концептуального ланд-
шафта культуры. Применяются трансдисциплинарные подходы к его исследованию.
Обосновывается релевантность концепта трансверсальной самости как наиболее адап-
тивной и креативной в условиях глобализации в соответствии с различными практиками
и дискурсами гетерогенной культуры. В процессе исследования трансформации индиви-
да трансверсальная самость раскрывается как процессуально-диалоговое единство разли-
чий в пространстве лиминальности на макро- и микроуровнях социальности.
Ключевые слова: трансверсальная самость, трансформативное обучение взрослых, ли-
минальность, теория сложности, синергетика, культурализм, транскультурность.

Оксана ЯКИМЧУК
ЗНАЧЕНИЕ «НАЦИОНАЛЬНОЙ ДОКТРИНЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
В ХХІ ВЕКЕ» КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩЕГО ДОКУМЕНТА
ДЛЯ УКРАИНСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ.............................................. 38
Одну из главных ролей в современной истории реформирования национального об-
разования сыграл такой основополагающий документ, как «Национальная доктри-
на развития образования в XXI веке». Именно он стал основой для реализации многих
законодательных инициатив в сфере развития украинского образования. Изучению его
роли посвящена данная статья.
Ключевые слова: образование, наука, культура, доктрина, Национальная доктрина разви-
тия образования в XXI веке, реформа образования, законодательство в сфере образования.

НОВЕЙШАЯ НАУКА И СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Константин ЗАХАРЕНКО
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ И ОБРАЗОВАНИЕ............................................ 44
Деятельность всех задействованных в сфере информационной безопасности
государственных структур должна быть четко скоординированной в рамках общих про-
грамм и планов, а также определенных функций. Для эффективной реализации про-
грамм в области информационной безопасности государство должно предоставлять
необходимые материальные ресурсы, готовить специалистов, развивать законодатель-
ную базу. Приоритетные направления развития национальной информационной поли-
тики и информационной безопасности нашего государства сформулированы в нацио-
нальной Доктрине информационной безопасности Украины и закреплены в различных
законах. Но законодательная база по важным вопросам информационной безопасности
является еще бессистемной, а функции по обеспечению информационной политики и
безопасности государства распылены между различными структурами, что не способ-
ствует их рациональному исполнению. Разбалансирована также проблема информаци-
онной безопасности и образования. Функции и полномочия государственных структур
по реализации информационной безопасности должны быть выделены достаточно чет-
ко и определенно.
Ключевые слова: человек, политика, информация, культура, государственная полити-
ка, государственные структуры, законодательная база, информационная безопасность.

ВРЕМЯ РЕФОРМ: МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Левон НИКОГОСЯН, Ирина НАУМЕНКО, Ольга КРАСНАЯ, Виолетта БЕРБЕК
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ПРЕПОДАВАНИЮ
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИ В КОМПЛЕКСНОЙ
ПОСЛЕДИПЛОМНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПРОВИЗОРОВ-ИНТЕРНОВ.................... 50
В статье рассматривается проблема интегрированного подхода в комплексной специ-
альной профессиональной подготовке провизоров-интернов для формирования у буду-
щих специалистов фармацевтической отрасли готовности к конкурентной работе. Глав-
ной целью является обозначить содержание и требования к знаниям и умениям, которые
формируются в процессе изучения фармацевтической технологии провизорами-интерна-
ми при прохождении специализации (интернатуры) по специальности «Общая фарма-
ция», обосновать роль этой дисциплины в комплексной профессиональной подготовке
будущих провизоров – специалистов фармацевтической отрасли.
Ключевые слова: интеграция знаний, междисциплинарная интеграция, интегрированный
подход, фармацевтическая технология, последипломное образование.

Владислава ЛЮБАРЕЦ
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ
социокультурной деятельности ДЛЯ ИНДУСТРИИ
ГОСТЕПРИИМСТВА....................................................................................................................... 56
В статье раскрыта важность профессиональной подготовки и деятельности менедже-
ров СКД в индустрии гостеприимства. Представлено динамику вступительной кампа-
нии 2018 года в учреждениях высшего образования Украины. Проанализировано набор
абитуриентов по специальности 028 «Менеджмент социокультурной деятельности» име-
ни М.П. Драгоманова согласно данным информационной системы «Конкурс». Показано
особенности подготовки будущих менеджеров социокультурной деятельности к профес-
сиональной деятельности в индустрии гостеприимства в Национальном педагогическом
университете имени М.П. Драгоманова. Определено содержание дополнительной специализации
«Менеджмент индустрии гостеприимства», которое обеспечит формирование
их профессиональных компетентностей для профессиональной деятельности в индустрии
гостеприимства. В контексте исследуемой проблематики в дальнейшем предполага-
ем сформулировать систему принципов подготовки будущих менеджеров СКД для инду-
стрии гостеприимства в заведениях высшего образования.
Ключевые слова: менеджер социокультурной деятельности, индустрия гостеприимства,
специальность, дополнительная специализация, заведения высшего образования (ЗВО).

ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАННЯ

Лидия ТАРАПАТА-БИЛЬЧЕНКО
ВЫСШЕЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ УКРАИНЫ: ВЫЗОВЫ
И СТИМУЛЫ КИТАЙСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МИГРАЦИИ.................... 62
В статье изложено практику обучения студентов из КНР в учебных заведениях
высшего музыкального образования Украины; обозначены вызовы китайской образо-
вательной миграции для системы украинского художественного образования. Разно-
гласия восточных и западных эстетических стандартов, коммуникативных стратегий
и дидактических систем определяются как детерминанты психолого-педагогического
и методического поиска отечественной музыкальной педагогики. Концепт «вызова»
интерпретируется как стимул для активизации творческого потенциала системы с
целью достойного ответа вызовам мировой образовательной миграции.
Ключевые слова: образовательная миграция, интернационализация образования, пе-
дагогические условия обучения студентов-иностранцев.

ЗАРУБЕЖНИЙ ОПЫТ

Марья НЕСТЕРОВА
ИНТЕРКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ
ДЛЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СПЛОЧЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ:
ЕВРОПЕЙСКАЯ ПРАКТИКА................................................... 69
В статье рассмотрены европейские студии практик интеркультурных компетен-
ций и социальных инноваций в образовании, лучшие практики развития социаль-
ной сплоченности и перспективы их имплементации в образовательное пространство
Украины. Показана связь интеркультурных компетенций, социальной сплоченнос-
ти как социальных инноваций. В статье обозначены основные практические задачи по
имплементации европейских студий европейской политики социальной сплоченности
и других социальных инноваций для молодежи и вместе с молодежью в украинское об-
разовательное пространство.
Ключевые слова: интеркультурные компетенции, когнитивные технологии, молодеж-
ная политика, молодежь, социальная сплоченность.

Лариса Ляшенко, Нина Соловей
РОЛЬ ЯЗЫКОВ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЦИОНАЛЬНОЙ
ИДЕНТИФИКАЦИИ МОЛОДЕЖИ (ИРЛАНДИЯ И УКРАИНА)............................. 75
В статье сравниваются понятия «Украинская национальная идея» и «Национальная
идентификация». Объяснено существенную разницу в количестве научных работ с их
анализом. На примере истории Ирландии доказана возможность формирования нацио-
нально-патриотической идентификации на языке колонизаторов. Рекомендуется исполь-
зовать пример действий ирландцев и в Украине.
Ключевые слова: Украинская национальная идея, национальная идентификация, при-
мер Ирландии, путь дерусификации.

СТРАНИЦА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

Наталья СИМАКОВА
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОТВОРЧЕСТВА
И ПРАВОВОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ....................... 78
Автор доказывает,что формирование правового поля образования является одной из
важнейших задач его (образования) развития в трансформационный период. И это по-
нятно. В период существования СССР собственного правового поля украинское обра-
зование не имело. Она функционировала по законам и нормам, навязанным из Москвы.
Задача создания собственной нормативно-правовой базы образования встала сразу же с
провозглашением независимости. И хотя в первые годы независимого развития кое-что
удалось осуществить, проблема формирования правового поля образования остается ак-
туальной и неотложной. Первым и главным вопросом при этом является вопрос теорети-
ко-методологических основ перспективного образовательного законотворчества. Остано-
вимся на этом более подробно.
Ключевые слова: человек, культура, образование, право, закон, нормативная база об-
разования.

   
© ALLROUNDER