№4 2018
2018 ВИЩА ОСВІТА УКРАЇНИ, № 4
реферативный обзор статей номера
СТРАНИЦА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Виктор АНДРУЩЕНКО
ЛИЦОМ К ШКОЛЕ..............................................................................................................................5
Создание национальной системы образования, осуществление образовательных транс-
формаций высшей и профессиональной школы, обеспечивших вхождение в болонское
пространство образования, отнюдь не означает, что решены все задачи реформ. Школа
катастрофически отстала от жизни и страдает от консерватизма в управлении и сохра-
нения большинства недостатков советской системы образования. Привлекательность со-
временного внешкольного информационного пространства резко контрастирует с при-
митивизмом содержания обучения, поэтому от такой школы ученики бегут, как от чумы.
Украине нужна другая школа – открытая, привлекательная, комфортная и эффективная.
Ее модель реализована в системах образования Финляндии, Швеции, ряда других евро-
пейских стран. Мы идем в Европу, а потому должны взять лучшие черты этих моделей
как образец для осуществления реформ. «Лицом к школе» – такой лозунг должен быть
утвержден как парадигма деятельности нынешнего украинского общества, всех властных
структур, Министерства образования и науки, соответствующих региональных руково-
дящих подразделений.
Ключевые слова: человек, образование, культура, личность, новая школа.
АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА
Светлана ДЗЮБА
УЧЕТ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ОЦЕНИВАНИЕ ТРУДОВЫХ ЗАТРАТ
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ
ЗАВЕДЕНИЙ УКРАИНЫ............................................................................................................... 15
Статья посвящена рассмотрению проблемы учета рабочего времени и оценива-
нию трудовых затрат научно-педагогических работников высших учебных заведений
Украины. Исследованы попытки Министерства образования и науки Украины, а также
других органов, связанных с образовательной деятельностью, утвердить нормы време-
ни для планирования и учёта основных видов учебной, методической, организационной,
а главное – научной работы научно-педагогических работников высших учебных заве-
дений с целью совершенствования организации их труда, то есть нормировать, наряду с
учебной, научно-методическую работу, которая по сути является ненормированной. На
основании аналитического обзора действующей нормативно-законодательной базы по
регулированию образовательного процесса высших учебных заведений Украины обосно-
вана необходимость нового методического и практического подхода к решению указан-
ной проблемы
Ключевые слова: научно-педагогические работники, участники образовательного про-
цесса в учреждениях высшего образования, продолжительность рабочего времени препо-
давателя, структура рабочего времени научно-педагогических работников, учет рабочего
времени, оценивание трудовых затрат научно-педагогических работников.
Сергей КУРБАТОВ
УНИВЕРСИТЕТСКИЕ РЕЙТИНГИ И ПРОБЛЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА
ОБУЧЕНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЯ............................................................................................. 25
В статье рассматривается процесс поиска новых механизмов оценки качества универ-
ситетского преподавания и обучения в наиболее авторитетных системах международных
университетских рейтингов. Несмотря на то, что оценивание результатов научно-иссле-
довательской работы продолжает доминировать в большинстве систем рейтингования
(например, в ARWU, QS, THE World University Rankings), поиск нових форм оценива-
ния и соответствующих им индикаторов качества преподавания и обучения рассматрива-
ется экспертами как одно из важнейших направлений дальнейшего усовершенствования
теории и методологии университетских рейтингов. В пользу этого свидетельствует тот
факт, что в конце июля 2018 года одна из ведущих систем рейтингования ТНЕ впервые
опубликовала Европейские рейтинги преподавания (THE Europe Teaching Rankings), в
основу которых был положен принцип студентоцентрического обучения как ключевой
элемент формирования европейского пространства высшего образования (EHEA).
Ключевые слова: университетские рейтинги, индикаторы, оценка качества преподава-
ния и обучения, студентоцентрическое обучение, оценка результатов обучения.
ФІЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ХХІ СТОЛЕТИЯ:ПОИСК ПРИОРИТЕТОВ
Людмила ГОРБУНОВА
ТРАНСВЕРСАЛЬНАЯ САМОСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
(К ОБОСНОВАНИЮ ТРАНСФОРМАТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ)...................................................................................................... 30
Контекст глобальных трансформаций требует трансформативных стратегий высшего
образования, направленных на формирование автономного индивида, способного преодолевать
риски и отвечать на вызовы глобализации и становления информационализма как
нового способа развития цивилизации. Разработка и воплощение трансформативных
стратегий высшего образования требует образовательных политик, построенных на ин-
тер- и трансдисциплинарных исследованиях процесса обучения взрослых, направленно-
го на развитие индивида как целостного человека, как автономного субъекта, которому
присущи когнитивные и коммуникативные компетентности трансверсального характера.
В рамках такого холистического подхода возникает вопрос о природе трансформативных
изменений основной онто-антропологической составляющей образовательного процесса,
а именно феномена самости как совокупности ментальных само-репрезентаций индиви-
дом своей собственной личности.
С целью прояснения направлений и задач трансформативного обучения рассма-
тривается динамика феномена самости на фоне изменения концептуального ланд-
шафта культуры. Применяются трансдисциплинарные подходы к его исследованию.
Обосновывается релевантность концепта трансверсальной самости как наиболее адап-
тивной и креативной в условиях глобализации в соответствии с различными практиками
и дискурсами гетерогенной культуры. В процессе исследования трансформации индиви-
да трансверсальная самость раскрывается как процессуально-диалоговое единство разли-
чий в пространстве лиминальности на макро- и микроуровнях социальности.
Ключевые слова: трансверсальная самость, трансформативное обучение взрослых, ли-
минальность, теория сложности, синергетика, культурализм, транскультурность.
Оксана ЯКИМЧУК
ЗНАЧЕНИЕ «НАЦИОНАЛЬНОЙ ДОКТРИНЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
В ХХІ ВЕКЕ» КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩЕГО ДОКУМЕНТА
ДЛЯ УКРАИНСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ.............................................. 38
Одну из главных ролей в современной истории реформирования национального об-
разования сыграл такой основополагающий документ, как «Национальная доктри-
на развития образования в XXI веке». Именно он стал основой для реализации многих
законодательных инициатив в сфере развития украинского образования. Изучению его
роли посвящена данная статья.
Ключевые слова: образование, наука, культура, доктрина, Национальная доктрина разви-
тия образования в XXI веке, реформа образования, законодательство в сфере образования.
НОВЕЙШАЯ НАУКА И СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Константин ЗАХАРЕНКО
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ И ОБРАЗОВАНИЕ............................................ 44
Деятельность всех задействованных в сфере информационной безопасности
государственных структур должна быть четко скоординированной в рамках общих про-
грамм и планов, а также определенных функций. Для эффективной реализации про-
грамм в области информационной безопасности государство должно предоставлять
необходимые материальные ресурсы, готовить специалистов, развивать законодатель-
ную базу. Приоритетные направления развития национальной информационной поли-
тики и информационной безопасности нашего государства сформулированы в нацио-
нальной Доктрине информационной безопасности Украины и закреплены в различных
законах. Но законодательная база по важным вопросам информационной безопасности
является еще бессистемной, а функции по обеспечению информационной политики и
безопасности государства распылены между различными структурами, что не способ-
ствует их рациональному исполнению. Разбалансирована также проблема информаци-
онной безопасности и образования. Функции и полномочия государственных структур
по реализации информационной безопасности должны быть выделены достаточно чет-
ко и определенно.
Ключевые слова: человек, политика, информация, культура, государственная полити-
ка, государственные структуры, законодательная база, информационная безопасность.
ВРЕМЯ РЕФОРМ: МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Левон НИКОГОСЯН, Ирина НАУМЕНКО, Ольга КРАСНАЯ, Виолетта БЕРБЕК
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ПРЕПОДАВАНИЮ
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИ В КОМПЛЕКСНОЙ
ПОСЛЕДИПЛОМНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПРОВИЗОРОВ-ИНТЕРНОВ.................... 50
В статье рассматривается проблема интегрированного подхода в комплексной специ-
альной профессиональной подготовке провизоров-интернов для формирования у буду-
щих специалистов фармацевтической отрасли готовности к конкурентной работе. Глав-
ной целью является обозначить содержание и требования к знаниям и умениям, которые
формируются в процессе изучения фармацевтической технологии провизорами-интерна-
ми при прохождении специализации (интернатуры) по специальности «Общая фарма-
ция», обосновать роль этой дисциплины в комплексной профессиональной подготовке
будущих провизоров – специалистов фармацевтической отрасли.
Ключевые слова: интеграция знаний, междисциплинарная интеграция, интегрированный
подход, фармацевтическая технология, последипломное образование.
Владислава ЛЮБАРЕЦ
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ
социокультурной деятельности ДЛЯ ИНДУСТРИИ
ГОСТЕПРИИМСТВА....................................................................................................................... 56
В статье раскрыта важность профессиональной подготовки и деятельности менедже-
ров СКД в индустрии гостеприимства. Представлено динамику вступительной кампа-
нии 2018 года в учреждениях высшего образования Украины. Проанализировано набор
абитуриентов по специальности 028 «Менеджмент социокультурной деятельности» име-
ни М.П. Драгоманова согласно данным информационной системы «Конкурс». Показано
особенности подготовки будущих менеджеров социокультурной деятельности к профес-
сиональной деятельности в индустрии гостеприимства в Национальном педагогическом
университете имени М.П. Драгоманова. Определено содержание дополнительной специализации
«Менеджмент индустрии гостеприимства», которое обеспечит формирование
их профессиональных компетентностей для профессиональной деятельности в индустрии
гостеприимства. В контексте исследуемой проблематики в дальнейшем предполага-
ем сформулировать систему принципов подготовки будущих менеджеров СКД для инду-
стрии гостеприимства в заведениях высшего образования.
Ключевые слова: менеджер социокультурной деятельности, индустрия гостеприимства,
специальность, дополнительная специализация, заведения высшего образования (ЗВО).
ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАННЯ
Лидия ТАРАПАТА-БИЛЬЧЕНКО
ВЫСШЕЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ УКРАИНЫ: ВЫЗОВЫ
И СТИМУЛЫ КИТАЙСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МИГРАЦИИ.................... 62
В статье изложено практику обучения студентов из КНР в учебных заведениях
высшего музыкального образования Украины; обозначены вызовы китайской образо-
вательной миграции для системы украинского художественного образования. Разно-
гласия восточных и западных эстетических стандартов, коммуникативных стратегий
и дидактических систем определяются как детерминанты психолого-педагогического
и методического поиска отечественной музыкальной педагогики. Концепт «вызова»
интерпретируется как стимул для активизации творческого потенциала системы с
целью достойного ответа вызовам мировой образовательной миграции.
Ключевые слова: образовательная миграция, интернационализация образования, пе-
дагогические условия обучения студентов-иностранцев.
ЗАРУБЕЖНИЙ ОПЫТ
Марья НЕСТЕРОВА
ИНТЕРКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ
ДЛЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СПЛОЧЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ:
ЕВРОПЕЙСКАЯ ПРАКТИКА................................................... 69
В статье рассмотрены европейские студии практик интеркультурных компетен-
ций и социальных инноваций в образовании, лучшие практики развития социаль-
ной сплоченности и перспективы их имплементации в образовательное пространство
Украины. Показана связь интеркультурных компетенций, социальной сплоченнос-
ти как социальных инноваций. В статье обозначены основные практические задачи по
имплементации европейских студий европейской политики социальной сплоченности
и других социальных инноваций для молодежи и вместе с молодежью в украинское об-
разовательное пространство.
Ключевые слова: интеркультурные компетенции, когнитивные технологии, молодеж-
ная политика, молодежь, социальная сплоченность.
Лариса Ляшенко, Нина Соловей
РОЛЬ ЯЗЫКОВ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЦИОНАЛЬНОЙ
ИДЕНТИФИКАЦИИ МОЛОДЕЖИ (ИРЛАНДИЯ И УКРАИНА)............................. 75
В статье сравниваются понятия «Украинская национальная идея» и «Национальная
идентификация». Объяснено существенную разницу в количестве научных работ с их
анализом. На примере истории Ирландии доказана возможность формирования нацио-
нально-патриотической идентификации на языке колонизаторов. Рекомендуется исполь-
зовать пример действий ирландцев и в Украине.
Ключевые слова: Украинская национальная идея, национальная идентификация, при-
мер Ирландии, путь дерусификации.
СТРАНИЦА МОЛОДОГО УЧЕНОГО
Наталья СИМАКОВА
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОТВОРЧЕСТВА
И ПРАВОВОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ....................... 78
Автор доказывает,что формирование правового поля образования является одной из
важнейших задач его (образования) развития в трансформационный период. И это по-
нятно. В период существования СССР собственного правового поля украинское обра-
зование не имело. Она функционировала по законам и нормам, навязанным из Москвы.
Задача создания собственной нормативно-правовой базы образования встала сразу же с
провозглашением независимости. И хотя в первые годы независимого развития кое-что
удалось осуществить, проблема формирования правового поля образования остается ак-
туальной и неотложной. Первым и главным вопросом при этом является вопрос теорети-
ко-методологических основ перспективного образовательного законотворчества. Остано-
вимся на этом более подробно.
Ключевые слова: человек, культура, образование, право, закон, нормативная база об-
разования.
№3 2018
2018 ВИЩА ОСВІТА УКРАЇНИ, № 3
РЕФЕРАТИВНЫЙ ОБЗОР СТАТЕЙ НОМЕРА
СТРАНИЦА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Виктор АНДРУЩЕНКО
ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ПРЕОДОЛЕНИЯ ДУХОВНОГО
КРИЗИСА СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ........................................................................5
Анализируется духовное состояние современной цивилизации, которое автор определяет как «кризисное»; человек кризиса находится в зоне отчуждения, которое охватывает его сознание, чувства и волю, приводит к апатии, снижению активности, наконец - к нежеланию жить, нередко к суициду. Выявляя причины указанного кризиса, обосновывается роль образования в его минимизации, а со временем - преодолении. Объединяя усилия с другими формами духовно-практического освоения мира, образование открывает для личности новый смысл жизни, его ведущие смыслы, настраивает на позитивное восприятие действительности, возвращает человека к жизни в качестве его активного субъекта.
Ключевые слова: человек, духовный кризис, образование, культура, цивилизация.
АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА
Юрий БОБАЛО
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПАРАМЕТРЫ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ.......................................................................................................................................14
В работе представлены теоретико-методологические и практические основы системы обеспечения вузами качества образовательной деятельности и качества высшего образования (системы внутреннего обеспечения качества). Показано, что реализуемость системы внутреннего обеспечения качества предусматривает проведение целого ряда этапов и процедур, среди которых, в частности, осуществление мониторинга процессов, связанных с образовательной деятельностью, путем определения информационных параметров составляющих функции качества; сравнение фактических значений информационных параметров с нормативными значениями; анализ полученных результатов и на основе проведенного анализа установление необходимости регулирования процессов (управленческих, основных, обеспечивающих) и осуществление управленческих воздействий (корректирующих действий). Предложено формулы для расчета информационных параметров и обоснован выбор нормативных значений этих параметров. Показано, что отклонения фактических значений информационных параметров от нормативных является основанием для формирования и принятия управленческих решений.
Ключевые слова: качество высшего образования, система внутреннего обеспечения качества высшего образования, высшие учебные заведения, информационные параметры.
Петр ВОРОБИЕНКО
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
СТУДЕНТОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ....................................29
Рассмотрено проблему практической подготовки студентов как комплексную многомерную систему. Определено философский аспект практической подготовки как необходимый элемент теории познания. Прагматический аспект практики заключается в преобразовании знаний в профессиональные функции. Предложено ввести в систему высшего образования опытно-производственные университеты. Разработан проект изменений в Закон Украины «О высшем образовании».
Ключевые слова. Практическая подготовка, опытно-производственный университет, философский аспект, прагматический аспект, профессиональные функции, дуальное образование, научное образование.
ФІЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ХХІ СТОЛЕТИЯ: ПОИСК ПРИОРИТЕТОВ
Оксана ЯКИМЧУК
РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В СТАНОВЛЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО
САМОСОЗНАНИЯ УКРАИНСКОГО НАРОДА (НА ОСНОВЕ
ТВОРЧЕСТВА Н. ПИРОГОВА, М. ДРАГОМАНОВА, И. ФРАНКО)................................34
Образование играет фундаментальную роль в нацио- и государственном развитии любого народа. Особенно важными национально ориентированные образование и просвещение становятся в периоды порабощения народа иностранными захватчиками и имперскими образованиями. В истории Украины такие периоды очень продолжительны. На примере таких фигур, как Н. Пирогов, М. Драгоманов, И. Франко, анализируется роль интеллигенции, ее активная просветительская и общественная деятельность в развитии национального образования при господстве агрессивных имперских идеологий. Доказывается, что именно творчество и общественная позиция выдающихся личностей во многом способствовала сохранению национально-культурной идентичности украинцев. В частности, это происходило и благодаря образовательным и просветительским механизмам.
Ключевые слова: национальное сознание, образование, просвещение, интеллигенция, Н. Пирогов, М. Драгоманов, И. Франко.
НОВЕЙШАЯ НАУКА И СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Константин КОРСАК
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ВРЕДНЫХ
ИНФОРМАЦИОННЫХ ЭПИДЕМИЙ.........................................................................................39
Изобретение и развитие новейших средств массовой информации меняет условия деятельности вузов из-за появления конкурентных э-источников, которые высоко оценивает молодежь и забывает о книгах. Еще одна образовательная проблема – «информационные эпидемии». Этот термин означает запланированный проект группы лиц, которые предлагают привлекательный для СМИ контент антинаучного или псевдонаучного характера. Усилиями СМИ информационная эпидемия не только охватывает все население и имеет экономические последствия, но и проникает в систему образования как альтернатива классическим знаниям и теориям. В статье подробно рассмотрено несколько современных информационных эпидемий – асбестовая лихорадка, глобальное потепление и количественное оценивание научной продукции с использованием h-индекса Хирша. Особый акцент сделан на нереалистичные требования к научно-преподавательскому персоналу учреждений высшего образования Украины ежегодно печатать статьи в журналах из базы данных Scopus i Web of Science.
Ключевые слова: высшее образование, информационная эпидемия, асбестовая лихорадка, миф о глобальном потеплении, h-индекс Хирша, публикации в Scopus и Web of Science, нереалистичные стандарты в науках.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Марья НЕСТЕРОВА
ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ МОДУЛЯ ЖАНА МОНЕ «СОЦИАЛЬНАЯ
СПЛОЧЕННОСТЬ В ОБРАЗОВАНИИ И УПРАВЛЕНИИ: ЕВРОПЕЙСКИЕ
СТУДИИ» ...................................................................................................................................................47
Рассматриваются первые этапы внедрения Модуля Жана Моне Программы Европейской Комиссии Erasmus+ в Национальном педагогическом университете имени М. П. Драгоманова. Модуль посвящен изучению европейской политики социальной сплоченности. Внедряются и описаны в проекте два направления: образование и управление. В статье приведены основные результаты внедрения модуля по этим двум направлениям.
Ключевые слова: когнитивные технологии, политика сплоченности, развитие сообществ, социальная сплоченность, трансверсальные компетенции.
ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАННЯ
Ирина ДРАЧ
УПРАВЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
В СИСТЕМЕ УНІВЕРСИТЕТСКОГО УПРАВЛЕНИЯ: ХАРАКТЕРИСТИКА
И ЗАКОНОМЕРНОСТИ .....................................................................................................................60
В статье обосновывается актуальность модели управления, которая дополняет парадигму лидерства в управлении современным университетом. Проанализирована концепция управления как многоуровневого, с привлечением многих актеров (участников), и многозадачного. Рассмотрены особенности и закономерности управления исследовательской деятельностью в системе университетского управления.
Ключевые слова: управление, лидерство, стейкхолдеры, управление исследованиями, исследовательская политика, академическая порядочность.
ЗАРУБЕЖНИЙ ОПЫТ
Михаил КРАСНЯНСКИЙ
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В США...........................................................................................66
Проанализированы преимущества, особенности и недостатки (в основном, высокая стоимость) университетского образования в США. Отмечается, что высокий уровень образования в лучших университетах США коррелирует с их огромными финансовыми ресурсами, их высоким мировым рейтингом, высоким уровнем индекса цитирования их профессуры и наличием возможностей для студентов реализовать себя в студенческих стартапах.
Ключевые слова: университеты США, мировой рейтинг, индекс цитируемости, творческие гаражи, технологические революции.
Константин ЗАХАРЕНКО
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ:
ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН........................................................................................................71
В разных государствах разработаны основные принципы и инструментальные средства формирования эффективной информационной защиты национального пространства безопасности. Применяя различные средства, страны-лидеры достаточно эффективно осуществляют национальную политику информационной безопасности. Украине необходимо изучить и адекватно применить зарубежный опыт, трансформируя его в соответствии с национальной спецификой и уникальной ролью государства в современной геополитике. В нашей стране есть ряд сложных проблем в сфере информационной безопасности, требующих неотложного и кардинального решения. В то же время их решение предполагает не только концептуально-теоретическое постижение вопросов информационной безопасности, но и создание такого национального законодательства, которое подводило бы нормативно-правовую основу под деятельность различных субъектов информационного пространства. Ведь развитие демократически правового государства и гражданского общества возможно лишь при условии надлежащего использования информационных ресурсов и реализации такой государственной политики, которая бы обеспечивала высокий уровень национальной информационной безопасности.
Ключевые слова: человек, информация, культура, информационное пространство, информационная безопасность, политика информационной безопасности.
СТРАНИЦА МОЛОДОГО УЧЕНОГО
Евгения СЕРГИЕНКО
СМЫСЛОВЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ СОВРМЕННЫМ
УНИВЕРСИТЕТОМ...............................................................................................................................78
В данной публикации автор анализирует смысловой аспект управленческой деятельности современного университета, опираясь на сравнительный анализ чешского заведения высшего образования – Университета Остравы и Восточноевропейского национального университета имени Леси Украинки. В статье делается попытка представить современный университет как самоорганизованую социальную систему в соответствии с общей теорией социальных систем. Автор идентифицирует и анализирует социальные тенденции с привязкой к качественным превращениям в сфере образования, избирая предметом исследования университет, который являет собой пример заведения європейського класса и украинское заведение, деятельность которого способствует интеграционному диалогу Украины и ЕС. В статье представлен анализ организационно-управленческих структур университетов. Делается попытка определить смысловые установки деятельности современного университета в конкретных случаях.
Ключевые слова: смысловой аспект, университет, социальная система, смысл, управление, системный подход.
№1 2018
2018 ВИЩА ОСВІТА УКРАЇНИ, № 1
РЕФЕРАТИВНЫЙ ОБЗОР СТАТЕЙ НОМЕРА
СТРАНИЦА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Виктор АНДРУЩЕНКО, Иван СИЛАДИЙ
ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА В СОВРЕМЕННЫХ
НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ........................................................................................................5
Настоящая демократизация образования возможна лишь на дискурсной основе, где каждый из участников учебно-воспитательного процесса имеет возможность выражать собственное мнение, отстаивать его во время перманентных дискуссий. Поэтому в последнее время особое внимание исследователей сосредоточено на изучении педагогического дискурса. Главной целью этих исследований является прежде всего лингвистический аспект субъект-субъектного взаимодействия участников дискурса, учитывая его толкование как ситуативно и социально определенной речевой деятельности. Но разнообразные дискурсивные практики обусловливают необходимость пересмотра такого понимания педагогического дискурса и переноса веса в его оценке с чисто лингвистического анализа на социальные факторы общения. Это побуждает к изучению екстралингвистических факторов развертывания педагогического дискурса как языковой, коммуникативной, ситуативной, личностно и статусно ориентированной компетенции, определяемой принятыми в обществе сферами общения и социальными институтами.
Ключевые слова: человек, образование, дискурс, педагогический дискурс, особенности педагогического дискурса, элементы педагогического дискурса.
АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА
Игорь БОГДАНОВ, Сергей ЛЫСАКОВ, Сергей НЕМЧЕНКО, Василий КРЫЖКО
ИДЕЯ ПРОВОДНИЧЕСТВА В УПРАВЛЕНИИ ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ..........11
Авторы изложили свое видение идеи проводничества в образовании. Идею определено как основную миссию, которую определяет национальная элита. Исследовано герменевтическое толкование понятия «проводничество в образовании» и предложена его английская транслитерация. Определены отличия менеджмента в образовании и проводничества. Предпринята попытка методологизирования идеи проводничества в образовании.
Ключевые слова: провод, проводничество в образовании, менеджмент в образовании, методологическое мышление, кентавр-система, фрейм.
Иван МОРОЗ, Александр СТАДНИК
РЕИНЖИНИРИНГ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ...........................................................21
Сформулированы практические предложения по улучшению качества управления инфраструктурой университетов за счет использования методологии реинжиниринга на различных уровнях. Отмечается необходимость постоянного поиска инновационных инструментов управления системой образования, которые позволят решать проблему обеспечения нового, более эффективного образовательного результата.
Предложено менеджерам педагогических вузов совместно с администрацией региона, на основе SWOT-анализа, разработать, обсудить, утвердить и обнародовать стратегию развития университетов региона. В стратегии определить ожидаемый результат, мероприятия по ее реализации, ответственных, указать стратегические приоритеты и инициативы развития во времени и по направлениям, создать своего рода «Видение» − каким должен быть университет, и главное – добиться ее выполнения в запланированные сроки.
Ключевые слова: профессионально-педагогический инжиниринг, методология реинжиниринга бизнес-процессов вузов.
ФІЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ХХІ СТОЛЕТИЯ: ПОИСК ПРИОРИТЕТОВ
Марья НЕСТЕРОВА
ЕВРОПЕЙСКИЕ СТУДИИ СОЦИАЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ В ВЫСШЕМ
ОБРАЗОВАНИИ: КОГНИТИВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ
СОЦИАЛЬНОЙ СПЛОЧЕННОСТИ...............................................................................................28
В статье рассматривается европейская политика социальных инноваций в разрезе исследования когнитивных принципов развития социальной сплоченности и перспективы их имплементации в систему высшего образования Украины. Показаны связи социальной сплоченности и трансверсальных компетенций. Рассмотрены основные примеры социальных инноваций, обозначены основные практические задачи по внедрению европейских студий в украинское образовательное пространство.
Ключевые слова: когнитивные практики, образовательное пространство, социальная сплоченность, трансверсальные компетенции.
Вильям КОВАЛЕНКО
ДИДАКТОЛОГИСТИКА В ПОЛИТОЛОГИИ И В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ:
ВЛАСТЬ РАЗУМА НАД ПОЛИТИЧЕСКИИМИ ИДЕЯМИ.................................................34
В статье рассмотрены политология как наука и дисциплина в контексте различий их объектов, обусловленных наличием у научных текстах учебников, статей, монографий двух онтологически различных реальностей: политических явлений и мыслей, идей, размышлений ученых-политологов о них, что требует новой дидактической стратегии образования и обучения в виде дидактологистики как теории обучения искусству размышления. Через сопоставление и противопоставление двух теоретико-методологических и методико-технологических стратегий в виде естественнонаучной и логистической парадигмы предлагается новая образовательная стратегия и теория анализа политических текстов в виде трех типов процедур универсализации: знаковая, УФСМ и парадигмовизация. И, как результат, дано определение политического разума, руководствуясь которым ученые-политологи создают новые политические идеи относительно политической власти, ее сущности и власти разума над политическими идеями.
Ключевые слова: политология, дидактологистика, типы процедур универсализации: знаковая, УФСМ, парадигмовизация, политический разум, политическая власть, власть разума над политическими идеями.
Марина ЛУКАШУК
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ............................41
Мир сейчас вошел в фазу инновационного развития. Инновационный тип прогресса является той основной характеристикой, которой можно охватить сущность изменений, происходящих в результате глобализации и информационной революции. Влияние указанных процессов ощущается во всех сферах общественной жизнедеятельности. Не является исключением и образование. Реализация инновационных процессов в системе образования является основным направлением ее модернизации в современных условиях. В статье выясняется, какие проблемы и противоречия позиционирования инновационных процессов в стратегии модернизации образования требуют первоочередного определения и осмысления.
Ключевые слова: человек, прогресс, инновации, образование, модернизация.
НОВЕЙШАЯ НАУКА И СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Константин ЗАХАРЕНКО
КАТЕГОРИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ФИЛОСОФСКО-ПОЛИТОЛОГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ....................................................48
Как важный показатель защищенности граждан, общества и государства информационная безопасность является неотъемлемой составляющей национальной безопасности. Поэтому ее определения преимущественно концентрируются вокруг предотвращения вредных последствий, которые могут принести различные информационные угрозы, а также устранения и преодоления этих последствий с как можно меньшим вредом для общества и человека. В этом аспекте особую актуальность приобретает исследование не только философско-феноменологических и социально-психологических детерминант информационной безопасности граждан, но и политико-правовых ресурсов и механизмов защиты информационного пространства государства в условиях функционирования глобального информационного общества. К сожалению, в Украине еще не выработано эффективной модели системного обеспечения информационной безопасности государства, общества и человека, хотя такая необходимость зафиксирована на конституционном уровне. Поэтому сегодня очень важно разработать целостный кодификационный документ, который полноценно охватил бы различные аспекты формирования государственной политики в сфере национальной безопасности, а также определил конкретный инструментарий ее реализации.
Ключевые слова: человек, информация, политика, безопасность, информационная политика, информационные угрозы, информационная безопасность.
Юлия ОПАНАСЮК
ИННОВАЦИОННЫЙ ТИП ПРОГРЕССА КАК ОБЪЕКТ
ИССЛЕДОВАНИЯ ФИЛОСОФИИ И НАУКИ..........................................................................55
Идея прогресса имеет давнюю историю, ее истоки коренятся еще в древнегреческой философской традиции. Однако с давних времен и до сих пор рассуждения о прогрессе тесно связаны с убеждениями философов и ученых в необходимости инновационного развития общества. Ведь инновации - это одна из основ коренных преобразований в различных сферах общественной жизни. Поэтому философы и ученые на протяжении многих веков пытались найти определяющие факторы социального прогресса. Их попытки определить критерии прогресса иногда сводились к поиску материальных или духовных факторов как основных детерминант социального развития. Нельзя игнорировать и то, что общественный прогресс тесно связан с прогрессом научно-техническим. А последний в свою очередь – с социально-экономическим развитием человечества, одним из основных факторов которого является инновационная деятельность.
Ключевые слова: инновация, инновационная деятельность, прогресс, социальный прогресс.
ВРЕМЯ РЕФОРМ: МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Лариса ЛЯШЕНКО
РОЛЬ ОВЛАДЕНИЯ АНГЛИЙСКИМ ЯЗЫКОМ В ПОВЫШЕНИИ
КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В УКРАИНЕ...................................................................................59
Исследовано качество образования в широком смысле этих двух слов. Указано, что современные государства тратят на систему образования больше, чем на оборону. Молодежь учится много лет, а на рынок труда обычно вступает после получения высшего общего или профессионального образования. Отмечено, что в данный момент среди критериев качества образования фигурирует усвоение молодежью иностранного языка (в Европе – двух языков). Объяснено преобразование английского языка в международный язык № 1. Приведены данные о рейтинге стран мира по показателю «владение английским языком» и отмечены плохие достижения Украины. Сделаны предложения средств для успешного изучения молодежью английского языка.
Ключевые слова: образование, качество образования, европейские стандарты, иностранные языки, универсальный английский язык, эффективное обучение.
Игорь ИВАНИЙ
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...........................................................................67
Раскрыто сущность направлений работы вуза для развития системы оценки качества профессионального физкультурного образования. С учетом отечественного и европейского опыта разработан и реализован план работы по оценке качества физкультурного образования, экспериментально проверено эффективность нововведений. В ходе исследования выделены перспективные направления работы, которые связаны с оценкой развития профессионального самосознания студентов, формализацией значимых критериев качества, совершенствованием культуры качества, использованием результатов оценки для улучшения и планирования физкультурного образования.
Ключевые слова: высшее профессиональное физкультурное образование, профессиональное самосознание студента, критерии качества, культура качества, использование результатов оценки качества.
ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАННЯ
Владимир ФЕДИВ, Анатолий ЕГОРЕНКОВ, Лариса ШИНКУРА
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ
К ИЗУЧЕНИЮ ЕСТЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН В ВЫСШЕМ
МЕДИЦИНСКОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ............................................................................72
В статье определена роль социальных сетей в повышении мотивации изучения естественных дисциплин в медицинском высшем учебном заведении путем их интеграции с этическими сторонами медицинского образования на примере медицинской и биологической физики и биоэтики. Рассмотрена роль гибридной мотивации в обучении с помощью социальных виртуальных сетей. Анализируется взаимодействие в сетевой среде преподавателя и студентов, роль информационно-аналитических структур (сообщения, аналитические оценки событий) в этих процессах.
Ключевые слова: социальные сети, медицинская и биологическая физика, биоэтика, группы, опросы, гибридная мотивация.
СТРАНИЦА МОЛОДОГО УЧЕНОГО
Ирина ОНИЩУК
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ
ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ
ЗАВЕДЕНИЯХ УКРАИНЫ..................................................................................................................77
Изучение английского языка является обязательным атрибутом успешного и образованного человека. В современных высших учебных заведениях английский язык включен в большинство программ технического и гуманитарного направления. Для технических специальностей характерно изучение специфических терминов на английском языке, а также задания, связанные с переводом технической документации. На гуманитарных специальностях пишут эссе на английском языке, разнообразные сочинения, а также читают и обсуждают произведения художественной литературы на языке оригинала. В статье рассматривается понятие «иноязычная коммуникативная компетентность», которое является основой успешного профессионального становления будущих учителей гуманитарных специальностей в высших учебных заведениях Украины. Также рассмотрены основные положения и методологические принципы обучения межкультурной коммуникации.
Ключевые слова: иноязычное образование, коммуникативная компетентность, поликультурная личность, гуманитарные специальности.
№2 2018
ВИЩА ОСВІТА УКРАЇНИ, № 2 2018
РЕФЕРАТИВНЫЙ ОБЗОР СТАТЕЙ НОМЕРА
СТРАНИЦА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Виктор АНДРУЩЕНКО
ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ ДУХОВНОЙ ЭВОЛЮЦИИ ЦИВИЛИЗАЦИИ.....5
Анализируются место и роль образования в контексте эволюции таких форм духовно-практического освоения мира, как наука, культура, искусство, мораль, религия и т.д.; автор утверждает, что образование во все времена и для всех народов служило полем обобщения материального и духовного опыта, а следовательно – полем обучения и воспитания новых поколений, общим стержнем, который определяет основной контент истории, служит формированию мышления (разума), обрамленного духом гуманизма и человечности. Стремление к единству ради формирования духовной сущности (научного, нравственного, художественного и т.п.) человека и воспитания трудолюбия рассматриваются как главные доминанты (парадигмы) модернизации украинского образования.
Ключевые слова: человек, образование, культура, труд, цивилизация, воспитание.
АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА
Назип ХАМИТОВ
ВОЛЯ К НАУЧНОЙ НОВИЗНЕ КАК УСЛОВИЕ НЕВОЗМОЖНОСТИ
ПЛАГИАТА..................................................................................................................................................13
В статье анализируется связь проблемы преодоления плагиата и актуализации научной новизны. Плагиат в науке, безусловно, является позорным, как и любая кража. При этом автор ставит более широкую и значимую проблему – главного критерия академической добропорядочности и одновременно академического качества и достоинства. И таким критерием не может быть лишь отсутствие плагиата, этот критерий – наличие научной новизны, ради которой и существует наука.
Ключевые слова: научная новизна, автор, авторство, авторский стиль, академическая добропорядочность, плагиат, академический плагиат, креативность, метаантропология, обыденное бытие человека, предельное бытие человека.
Светлана ДЗЮБА
МАТЕРИАЛЬНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ПУБЛИКАЦИОННОЙ
АКТИВНОСТИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ..............................................19
Рассмотрен вопрос материального стимулирования публикационной активности научно-исследовательской работы преподавателей. Отмечается, что неиспользование потенциальной интеллектуальной составляющей образовательного процесса, чем является наука, недостаточно внимательное отношение к формам и методам стимулирования научно-исследовательской работы и публикационной активности преподавателей высших учебных заведений отвергает инновационную модель развития страны. Сформулированы практические предложения по повышению качества учебного процесса путем материального поощрения преподавателей к использованию своего научного потенциала.
Ключевые слова: публикационная активность преподавателей, внедрение преподавателями научных разработок, повышение качества учебного процесса, показатели дополнительного материального стимулирования, поощрение преподавателей к использованию своего научного потенциала.
ФІЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ХХІ СТОЛЕТИЯ: ПОИСК ПРИОРИТЕТОВ
Олег ПУНЧЕНКО
АРХИТЕКТОНИКА МАТРИЦЫ ОБРАЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ
ЦИВИЛИЗАЦИИ В ЕЕ ПАРАДИГМАЛЬНОМ ИЗМЕРЕНИИ.........................................28
В статье, исходя из требований «Римского клуба» к формированию парадигмы образования «нового Просвещения», представлена ноосферно-информационная парадигма образования современной цивилизации. Раскрыто содержание концепта «матрица» как метода исследования внутрисистемных взаимосвязей с помощью матричного моделирования. Охарактеризованы составляющие матрицы новой парадигмы образования: ноосферизация, инновационность, информационность, гуманизация и непрерывность.
Ключевые слова: образование, парадигма, матрица, ноосферизация, инновационность, информационность, гуманизация, непрерывность, глобализация
Анатолий ПОХРЕСНИК
КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЙ-2017 РИМСКОГО КЛУБА
О «НОВОЙ ФИЛОСОФИИ» И «НОВОМ ПРОСВЕЩЕНИИ».........................................34
Рассмотрены причины появления в конце 2017 г. особого доклада Римского клуба под названием «Давайте вместе! Капитализм, близорукость, население и деструкция планеты» и показана направленность его содержания – отказ от многих достижений государств Запада, в частности, редукционизма, материализма и секуляризма. Решение проблем человечества предложено осуществить на основе философии баланса, нового просвещения и переориентации деятельности систем образования на формирование у молодежи основ грамотности относительно будущего. Указано на малую реалистичность этих планов и предложено положить в основу планов спасения человечества ноотехнологии и ноонауки.
Ключевые слова: высшее образование, прогресс, экологические проблемы, Римский клуб, доклад-2017, философия баланса, новое просвещение, грамотность относительно будущего.
Оксана КОНДУР
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМ
И ПЕРСПЕКТИВ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ .............................................................42
Рассматриваются тенденции образования и модели институтов глобализирующегося общества современности в контексте особенностей взаимоотношения образования и социума, человека и государства. Исследуются содержательные, структурные и функциональные характеристики в контексте институциональных тенденций общественной жизни. Рассматривается модель, воплощенная в программы общественного развития и обучения, призванные научить людей вести самостоятельное и оригинальное исследование себя, социума и системы знаний. Эти модели и программы не должны быть оторваны ни от индивидуально-коллективной системы нравственных и социальных ценностей, теоретико-прикладного обучения, ни от дальнейшего применения приобретенных ценностей, норм и навыков в повседневной жизни, науке или на производстве, в сфере всех социальных институтов.
Ключевые слова: теория образования, менеджмент образования, общество, демократическое образование, педагогика, сознание, глобализация.
ВРЕМЯ РЕФОРМ: МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Петр СИКОРСКИЙ
НОВЫЕ ПОДХОДЫ К МОДЕЛИРОВАНИЮ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ
СИСТЕМ В ОБРАЗОВАНИИ.............................................................................................................48
В статье обосновываются педагогические закономерности моделирования различных контрольно-оценочных систем, взаимосвязь между учебным и оценочным контролем;
рассматриваются различные виды оценки: непосредственная и опосредованная, дается описательная косвенно-модульно-когнитивная модель системы оценки учащихся по математике, обучающихся по математическому профилю.
Ключевые слова: педагогическая закономерность, контрольно-оценочная система, образовательный процесс, модель, учебные параметры.
Роман ОЛЕКСЕНКО, Николай ОКСА
ІННОВАЦИОННЫЙ ОПЫТ В ДИДАКТИКЕ А.С. МАКАРЕНКО.............................57
Статья посвящена рассмотрению вопросов проводничества в дидактике А.С. Макаренко. Разрабатывая учение о целях обучения, Макаренко выделяет ряд ошибочных традиций, которые сложились в педагогической науке: во-первых, стремление сравнять всех людей, втиснуть человека в стандартный шаблон, воспитать узкую серию человеческих типов; во-вторых, пассивное следование за каждым индивидуумом, безнадежная попытка справиться с миллионной массой воспитанников с помощью разрозненной мороки с каждым человеком в частности. В первом случае имеем дело с гипертрофией стандартизации, во втором – с гипертрофией индивидуализации.
Ключевые слова: инновация, обучение, интегрированные курсы, проводничество, А. С. Макаренко.
Людмила ДУДАРЕНКО
НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОГНОЗИРОВАНИЮ БУДУЩЕГО СИСТЕМ
ОБРАЗОВАНИЯ .................................................................................................63
В статье указано, что, анализируя будущее, ученые Запада сразу рассматривают множество вариантов, а отечественные исследователи, следуя советским традициям, пытаются найти одно-единственное идеальное решение. Предпринята попытка объяснить причины обращения политиков только к выгодным для них историческим данным и игнорированиe объективностью последних; исследовать пределы точности прогнозов в научной и технологической сферах; проанализировать достижения и просчеты ведущих зарубежных футурологов.
Ключевые слова: будущее, политические прогнозы, научные открытия, технологические предсказания, форсайт, долгосрочное планирование.
ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАННЯ
Вячеслав ОЛЕКСЕНКО
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЧУВСТВ У СТУДЕНТОВ ...............................71
Раскрыты результаты научного исследования в формировании социальных чувств у студентов в процессе учебных занятий как составляющей успешной подготовки специалистов в высших учебных заведениях. Предложено условно распределять социальные чувства на три группы. Рассмотрены пути практической реализации формирования каждой группы социальных чувств в условиях активной креативной познавательной деятельности студентов, приближенных к производственным отношениям.
Ключевые слова: учебное занятие, социальные чувства, студент, формирование.
Светлана КРИШТАНОВИЧ
СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА.......................77
Рассмотрен процесс разработки модели формирования профессиональной компетентности будущих менеджеров физической культуры и спорта. Разработана структурная модель формирования профессиональной компетентности будущих менеджеров физической культуры и спорта, в основу которой положены четыре блока: это методически-целевой, предметно-содержательный, процессуальный и диагностически-результативный.
Ключевые слова: модель, профессиональная компетентность, менеджер, физическая культура, спорт, моделирование, принципы, научные подходы.