№1 2018

2018 ВИЩА ОСВІТА УКРАЇНИ, № 1

РЕФЕРАТИВНЫЙ ОБЗОР СТАТЕЙ НОМЕРА

СТРАНИЦА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

Виктор АНДРУЩЕНКО, Иван СИЛАДИЙ
ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА В СОВРЕМЕННЫХ
НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ........................................................................................................5
Настоящая демократизация образования возможна лишь на дискурсной основе, где каждый из участников учебно-воспитательного процесса имеет возможность выражать собственное мнение, отстаивать его во время перманентных дискуссий. Поэтому в последнее время особое внимание исследователей сосредоточено на изучении педагогического дискурса. Главной целью этих исследований является прежде всего лингвистический аспект субъект-субъектного взаимодействия участников дискурса, учитывая его толкование как ситуативно и социально определенной речевой деятельности. Но разнообразные дискурсивные практики обусловливают необходимость пересмотра такого понимания педагогического дискурса и переноса веса в его оценке с чисто лингвистического анализа на социальные факторы общения. Это побуждает к изучению екстралингвистических факторов развертывания педагогического дискурса как языковой, коммуникативной, ситуативной, личностно и статусно ориентированной компетенции, определяемой принятыми в обществе сферами общения и социальными институтами.
Ключевые слова: человек, образование, дискурс, педагогический дискурс, особенности педагогического дискурса, элементы педагогического дискурса.

АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

Игорь БОГДАНОВ, Сергей ЛЫСАКОВ, Сергей НЕМЧЕНКО, Василий КРЫЖКО
ИДЕЯ ПРОВОДНИЧЕСТВА В УПРАВЛЕНИИ ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ..........11
Авторы изложили свое видение идеи проводничества в образовании. Идею определено как основную миссию, которую определяет национальная элита. Исследовано герменевтическое толкование понятия «проводничество в образовании» и предложена его английская транслитерация. Определены отличия менеджмента в образовании и проводничества. Предпринята попытка методологизирования идеи проводничества в образовании.
Ключевые слова: провод, проводничество в образовании, менеджмент в образовании, методологическое мышление, кентавр-система, фрейм.

Иван МОРОЗ, Александр СТАДНИК
РЕИНЖИНИРИНГ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ...........................................................21
Сформулированы практические предложения по улучшению качества управления инфраструктурой университетов за счет использования методологии реинжиниринга на различных уровнях. Отмечается необходимость постоянного поиска инновационных инструментов управления системой образования, которые позволят решать проблему обеспечения нового, более эффективного образовательного результата.
Предложено менеджерам педагогических вузов совместно с администрацией региона, на основе SWOT-анализа, разработать, обсудить, утвердить и обнародовать стратегию развития университетов региона. В стратегии определить ожидаемый результат, мероприятия по ее реализации, ответственных, указать стратегические приоритеты и инициативы развития во времени и по направлениям, создать своего рода «Видение» − каким должен быть университет, и главное – добиться ее выполнения в запланированные сроки.
Ключевые слова: профессионально-педагогический инжиниринг, методология реинжиниринга бизнес-процессов вузов.

ФІЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ХХІ СТОЛЕТИЯ: ПОИСК ПРИОРИТЕТОВ

Марья НЕСТЕРОВА
ЕВРОПЕЙСКИЕ СТУДИИ СОЦИАЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ В ВЫСШЕМ
ОБРАЗОВАНИИ: КОГНИТИВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ
СОЦИАЛЬНОЙ СПЛОЧЕННОСТИ...............................................................................................28
В статье рассматривается европейская политика социальных инноваций в разрезе исследования когнитивных принципов развития социальной сплоченности и перспективы их имплементации в систему высшего образования Украины. Показаны связи социальной сплоченности и трансверсальных компетенций. Рассмотрены основные примеры социальных инноваций, обозначены основные практические задачи по внедрению европейских студий в украинское образовательное пространство.
Ключевые слова: когнитивные практики, образовательное пространство, социальная сплоченность, трансверсальные компетенции.

Вильям КОВАЛЕНКО
ДИДАКТОЛОГИСТИКА В ПОЛИТОЛОГИИ И В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ:
ВЛАСТЬ РАЗУМА НАД ПОЛИТИЧЕСКИИМИ ИДЕЯМИ.................................................34
В статье рассмотрены политология как наука и дисциплина в контексте различий их объектов, обусловленных наличием у научных текстах учебников, статей, монографий двух онтологически различных реальностей: политических явлений и мыслей, идей, размышлений ученых-политологов о них, что требует новой дидактической стратегии образования и обучения в виде дидактологистики как теории обучения искусству размышления. Через сопоставление и противопоставление двух теоретико-методологических и методико-технологических стратегий в виде естественнонаучной и логистической парадигмы предлагается новая образовательная стратегия и теория анализа политических текстов в виде трех типов процедур универсализации: знаковая, УФСМ и парадигмовизация. И, как результат, дано определение политического разума, руководствуясь которым ученые-политологи создают новые политические идеи относительно политической власти, ее сущности и власти разума над политическими идеями.
Ключевые слова: политология, дидактологистика, типы процедур универсализации: знаковая, УФСМ, парадигмовизация, политический разум, политическая власть, власть разума над политическими идеями.

Марина ЛУКАШУК
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ............................41
Мир сейчас вошел в фазу инновационного развития. Инновационный тип прогресса является той основной характеристикой, которой можно охватить сущность изменений, происходящих в результате глобализации и информационной революции. Влияние указанных процессов ощущается во всех сферах общественной жизнедеятельности. Не является исключением и образование. Реализация инновационных процессов в системе образования является основным направлением ее модернизации в современных условиях. В статье выясняется, какие проблемы и противоречия позиционирования инновационных процессов в стратегии модернизации образования требуют первоочередного определения и осмысления.
Ключевые слова: человек, прогресс, инновации, образование, модернизация.
НОВЕЙШАЯ НАУКА И СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Константин ЗАХАРЕНКО
КАТЕГОРИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ФИЛОСОФСКО-ПОЛИТОЛОГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ....................................................48
Как важный показатель защищенности граждан, общества и государства информационная безопасность является неотъемлемой составляющей национальной безопасности. Поэтому ее определения преимущественно концентрируются вокруг предотвращения вредных последствий, которые могут принести различные информационные угрозы, а также устранения и преодоления этих последствий с как можно меньшим вредом для общества и человека. В этом аспекте особую актуальность приобретает исследование не только философско-феноменологических и социально-психологических детерминант информационной безопасности граждан, но и политико-правовых ресурсов и механизмов защиты информационного пространства государства в условиях функционирования глобального информационного общества. К сожалению, в Украине еще не выработано эффективной модели системного обеспечения информационной безопасности государства, общества и человека, хотя такая необходимость зафиксирована на конституционном уровне. Поэтому сегодня очень важно разработать целостный кодификационный документ, который полноценно охватил бы различные аспекты формирования государственной политики в сфере национальной безопасности, а также определил конкретный инструментарий ее реализации.
Ключевые слова: человек, информация, политика, безопасность, информационная политика, информационные угрозы, информационная безопасность.

Юлия ОПАНАСЮК
ИННОВАЦИОННЫЙ ТИП ПРОГРЕССА КАК ОБЪЕКТ
ИССЛЕДОВАНИЯ ФИЛОСОФИИ И НАУКИ..........................................................................55
Идея прогресса имеет давнюю историю, ее истоки коренятся еще в древнегреческой философской традиции. Однако с давних времен и до сих пор рассуждения о прогрессе тесно связаны с убеждениями философов и ученых в необходимости инновационного развития общества. Ведь инновации - это одна из основ коренных преобразований в различных сферах общественной жизни. Поэтому философы и ученые на протяжении многих веков пытались найти определяющие факторы социального прогресса. Их попытки определить критерии прогресса иногда сводились к поиску материальных или духовных факторов как основных детерминант социального развития. Нельзя игнорировать и то, что общественный прогресс тесно связан с прогрессом научно-техническим. А последний в свою очередь – с социально-экономическим развитием человечества, одним из основных факторов которого является инновационная деятельность.
Ключевые слова: инновация, инновационная деятельность, прогресс, социальный прогресс.
ВРЕМЯ РЕФОРМ: МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Лариса ЛЯШЕНКО
РОЛЬ ОВЛАДЕНИЯ АНГЛИЙСКИМ ЯЗЫКОМ В ПОВЫШЕНИИ
КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В УКРАИНЕ...................................................................................59
Исследовано качество образования в широком смысле этих двух слов. Указано, что современные государства тратят на систему образования больше, чем на оборону. Молодежь учится много лет, а на рынок труда обычно вступает после получения высшего общего или профессионального образования. Отмечено, что в данный момент среди критериев качества образования фигурирует усвоение молодежью иностранного языка (в Европе – двух языков). Объяснено преобразование английского языка в международный язык № 1. Приведены данные о рейтинге стран мира по показателю «владение английским языком» и отмечены плохие достижения Украины. Сделаны предложения средств для успешного изучения молодежью английского языка.
Ключевые слова: образование, качество образования, европейские стандарты, иностранные языки, универсальный английский язык, эффективное обучение.

Игорь ИВАНИЙ
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...........................................................................67
Раскрыто сущность направлений работы вуза для развития системы оценки качества профессионального физкультурного образования. С учетом отечественного и европейского опыта разработан и реализован план работы по оценке качества физкультурного образования, экспериментально проверено эффективность нововведений. В ходе исследования выделены перспективные направления работы, которые связаны с оценкой развития профессионального самосознания студентов, формализацией значимых критериев качества, совершенствованием культуры качества, использованием результатов оценки для улучшения и планирования физкультурного образования.
Ключевые слова: высшее профессиональное физкультурное образование, профессиональное самосознание студента, критерии качества, культура качества, использование результатов оценки качества.
ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАННЯ

Владимир ФЕДИВ, Анатолий ЕГОРЕНКОВ, Лариса ШИНКУРА
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ
К ИЗУЧЕНИЮ ЕСТЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН В ВЫСШЕМ
МЕДИЦИНСКОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ............................................................................72
В статье определена роль социальных сетей в повышении мотивации изучения естественных дисциплин в медицинском высшем учебном заведении путем их интеграции с этическими сторонами медицинского образования на примере медицинской и биологической физики и биоэтики. Рассмотрена роль гибридной мотивации в обучении с помощью социальных виртуальных сетей. Анализируется взаимодействие в сетевой среде преподавателя и студентов, роль информационно-аналитических структур (сообщения, аналитические оценки событий) в этих процессах.
Ключевые слова: социальные сети, медицинская и биологическая физика, биоэтика, группы, опросы, гибридная мотивация.

СТРАНИЦА МОЛОДОГО УЧЕНОГО
Ирина ОНИЩУК
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ
ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ
ЗАВЕДЕНИЯХ УКРАИНЫ..................................................................................................................77
Изучение английского языка является обязательным атрибутом успешного и образованного человека. В современных высших учебных заведениях английский язык включен в большинство программ технического и гуманитарного направления. Для технических специальностей характерно изучение специфических терминов на английском языке, а также задания, связанные с переводом технической документации. На гуманитарных специальностях пишут эссе на английском языке, разнообразные сочинения, а также читают и обсуждают произведения художественной литературы на языке оригинала. В статье рассматривается понятие «иноязычная коммуникативная компетентность», которое является основой успешного профессионального становления будущих учителей гуманитарных специальностей в высших учебных заведениях Украины. Также рассмотрены основные положения и методологические принципы обучения межкультурной коммуникации.
Ключевые слова: иноязычное образование, коммуникативная компетентность, поликультурная личность, гуманитарные специальности.

   
© ALLROUNDER