№3 2018

2018 ВИЩА ОСВІТА УКРАЇНИ, № 3

РЕФЕРАТИВНЫЙ ОБЗОР СТАТЕЙ НОМЕРА


СТРАНИЦА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

Виктор АНДРУЩЕНКО
ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ПРЕОДОЛЕНИЯ ДУХОВНОГО
КРИЗИСА СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ........................................................................5
Анализируется духовное состояние современной цивилизации, которое автор определяет как «кризисное»; человек кризиса находится в зоне отчуждения, которое охватывает его сознание, чувства и волю, приводит к апатии, снижению активности, наконец - к нежеланию жить, нередко к суициду. Выявляя причины указанного кризиса, обосновывается роль образования в его минимизации, а со временем - преодолении. Объединяя усилия с другими формами духовно-практического освоения мира, образование открывает для личности новый смысл жизни, его ведущие смыслы, настраивает на позитивное восприятие действительности, возвращает человека к жизни в качестве его активного субъекта.
Ключевые слова: человек, духовный кризис, образование, культура, цивилизация.

АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

Юрий БОБАЛО
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПАРАМЕТРЫ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ.......................................................................................................................................14
В работе представлены теоретико-методологические и практические основы системы обеспечения вузами качества образовательной деятельности и качества высшего образования (системы внутреннего обеспечения качества). Показано, что реализуемость системы внутреннего обеспечения качества предусматривает проведение целого ряда этапов и процедур, среди которых, в частности, осуществление мониторинга процессов, связанных с образовательной деятельностью, путем определения информационных параметров составляющих функции качества; сравнение фактических значений информационных параметров с нормативными значениями; анализ полученных результатов и на основе проведенного анализа установление необходимости регулирования процессов (управленческих, основных, обеспечивающих) и осуществление управленческих воздействий (корректирующих действий). Предложено формулы для расчета информационных параметров и обоснован выбор нормативных значений этих параметров. Показано, что отклонения фактических значений информационных параметров от нормативных является основанием для формирования и принятия управленческих решений.
Ключевые слова: качество высшего образования, система внутреннего обеспечения качества высшего образования, высшие учебные заведения, информационные параметры.

Петр ВОРОБИЕНКО
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
СТУДЕНТОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ....................................29
Рассмотрено проблему практической подготовки студентов как комплексную многомерную систему. Определено философский аспект практической подготовки как необходимый элемент теории познания. Прагматический аспект практики заключается в преобразовании знаний в профессиональные функции. Предложено ввести в систему высшего образования опытно-производственные университеты. Разработан проект изменений в Закон Украины «О высшем образовании».
Ключевые слова. Практическая подготовка, опытно-производственный университет, философский аспект, прагматический аспект, профессиональные функции, дуальное образование, научное образование.

ФІЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ХХІ СТОЛЕТИЯ: ПОИСК ПРИОРИТЕТОВ

Оксана ЯКИМЧУК
РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В СТАНОВЛЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО
САМОСОЗНАНИЯ УКРАИНСКОГО НАРОДА (НА ОСНОВЕ
ТВОРЧЕСТВА Н. ПИРОГОВА, М. ДРАГОМАНОВА, И. ФРАНКО)................................34
Образование играет фундаментальную роль в нацио- и государственном развитии любого народа. Особенно важными национально ориентированные образование и просвещение становятся в периоды порабощения народа иностранными захватчиками и имперскими образованиями. В истории Украины такие периоды очень продолжительны. На примере таких фигур, как Н. Пирогов, М. Драгоманов, И. Франко, анализируется роль интеллигенции, ее активная просветительская и общественная деятельность в развитии национального образования при господстве агрессивных имперских идеологий. Доказывается, что именно творчество и общественная позиция выдающихся личностей во многом способствовала сохранению национально-культурной идентичности украинцев. В частности, это происходило и благодаря образовательным и просветительским механизмам.
Ключевые слова: национальное сознание, образование, просвещение, интеллигенция, Н. Пирогов, М. Драгоманов, И. Франко.

НОВЕЙШАЯ НАУКА И СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Константин КОРСАК
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ВРЕДНЫХ
ИНФОРМАЦИОННЫХ ЭПИДЕМИЙ.........................................................................................39
Изобретение и развитие новейших средств массовой информации меняет условия деятельности вузов из-за появления конкурентных э-источников, которые высоко оценивает молодежь и забывает о книгах. Еще одна образовательная проблема – «информационные эпидемии». Этот термин означает запланированный проект группы лиц, которые предлагают привлекательный для СМИ контент антинаучного или псевдонаучного характера. Усилиями СМИ информационная эпидемия не только охватывает все население и имеет экономические последствия, но и проникает в систему образования как альтернатива классическим знаниям и теориям. В статье подробно рассмотрено несколько современных информационных эпидемий – асбестовая лихорадка, глобальное потепление и количественное оценивание научной продукции с использованием h-индекса Хирша. Особый акцент сделан на нереалистичные требования к научно-преподавательскому персоналу учреждений высшего образования Украины ежегодно печатать статьи в журналах из базы данных Scopus i Web of Science.
Ключевые слова: высшее образование, информационная эпидемия, асбестовая лихорадка, миф о глобальном потеплении, h-индекс Хирша, публикации в Scopus и Web of Science, нереалистичные стандарты в науках.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Марья НЕСТЕРОВА
ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ МОДУЛЯ ЖАНА МОНЕ «СОЦИАЛЬНАЯ
СПЛОЧЕННОСТЬ В ОБРАЗОВАНИИ И УПРАВЛЕНИИ: ЕВРОПЕЙСКИЕ
СТУДИИ» ...................................................................................................................................................47
Рассматриваются первые этапы внедрения Модуля Жана Моне Программы Европейской Комиссии Erasmus+ в Национальном педагогическом университете имени М. П. Драгоманова. Модуль посвящен изучению европейской политики социальной сплоченности. Внедряются и описаны в проекте два направления: образование и управление. В статье приведены основные результаты внедрения модуля по этим двум направлениям.
Ключевые слова: когнитивные технологии, политика сплоченности, развитие сообществ, социальная сплоченность, трансверсальные компетенции.

ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАННЯ

Ирина ДРАЧ
УПРАВЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
В СИСТЕМЕ УНІВЕРСИТЕТСКОГО УПРАВЛЕНИЯ: ХАРАКТЕРИСТИКА
И ЗАКОНОМЕРНОСТИ .....................................................................................................................60
В статье обосновывается актуальность модели управления, которая дополняет парадигму лидерства в управлении современным университетом. Проанализирована концепция управления как многоуровневого, с привлечением многих актеров (участников), и многозадачного. Рассмотрены особенности и закономерности управления исследовательской деятельностью в системе университетского управления.
Ключевые слова: управление, лидерство, стейкхолдеры, управление исследованиями, исследовательская политика, академическая порядочность.

ЗАРУБЕЖНИЙ ОПЫТ

Михаил КРАСНЯНСКИЙ
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В США...........................................................................................66
Проанализированы преимущества, особенности и недостатки (в основном, высокая стоимость) университетского образования в США. Отмечается, что высокий уровень образования в лучших университетах США коррелирует с их огромными финансовыми ресурсами, их высоким мировым рейтингом, высоким уровнем индекса цитирования их профессуры и наличием возможностей для студентов реализовать себя в студенческих стартапах.
Ключевые слова: университеты США, мировой рейтинг, индекс цитируемости, творческие гаражи, технологические революции.

Константин ЗАХАРЕНКО
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ:
ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН........................................................................................................71
В разных государствах разработаны основные принципы и инструментальные средства формирования эффективной информационной защиты национального пространства безопасности. Применяя различные средства, страны-лидеры достаточно эффективно осуществляют национальную политику информационной безопасности. Украине необходимо изучить и адекватно применить зарубежный опыт, трансформируя его в соответствии с национальной спецификой и уникальной ролью государства в современной геополитике. В нашей стране есть ряд сложных проблем в сфере информационной безопасности, требующих неотложного и кардинального решения. В то же время их решение предполагает не только концептуально-теоретическое постижение вопросов информационной безопасности, но и создание такого национального законодательства, которое подводило бы нормативно-правовую основу под деятельность различных субъектов информационного пространства. Ведь развитие демократически правового государства и гражданского общества возможно лишь при условии надлежащего использования информационных ресурсов и реализации такой государственной политики, которая бы обеспечивала высокий уровень национальной информационной безопасности.
Ключевые слова: человек, информация, культура, информационное пространство, информационная безопасность, политика информационной безопасности.

СТРАНИЦА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

Евгения СЕРГИЕНКО
СМЫСЛОВЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ СОВРМЕННЫМ
УНИВЕРСИТЕТОМ...............................................................................................................................78
В данной публикации автор анализирует смысловой аспект управленческой деятельности современного университета, опираясь на сравнительный анализ чешского заведения высшего образования – Университета Остравы и Восточноевропейского национального университета имени Леси Украинки. В статье делается попытка представить современный университет как самоорганизованую социальную систему в соответствии с общей теорией социальных систем. Автор идентифицирует и анализирует социальные тенденции с привязкой к качественным превращениям в сфере образования, избирая предметом исследования университет, который являет собой пример заведения європейського класса и украинское заведение, деятельность которого способствует интеграционному диалогу Украины и ЕС. В статье представлен анализ организационно-управленческих структур университетов. Делается попытка определить смысловые установки деятельности современного университета в конкретных случаях.
Ключевые слова: смысловой аспект, университет, социальная система, смысл, управление, системный подход.

   
© ALLROUNDER