№2 2018

ВИЩА ОСВІТА УКРАЇНИ, № 2 2018

РЕФЕРАТИВНЫЙ ОБЗОР СТАТЕЙ НОМЕРА


СТРАНИЦА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

Виктор АНДРУЩЕНКО
ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ ДУХОВНОЙ ЭВОЛЮЦИИ ЦИВИЛИЗАЦИИ.....5
Анализируются место и роль образования в контексте эволюции таких форм духовно-практического освоения мира, как наука, культура, искусство, мораль, религия и т.д.; автор утверждает, что образование во все времена и для всех народов служило полем обобщения материального и духовного опыта, а следовательно – полем обучения и воспитания новых поколений, общим стержнем, который определяет основной контент истории, служит формированию мышления (разума), обрамленного духом гуманизма и человечности. Стремление к единству ради формирования духовной сущности (научного, нравственного, художественного и т.п.) человека и воспитания трудолюбия рассматриваются как главные доминанты (парадигмы) модернизации украинского образования.
Ключевые слова: человек, образование, культура, труд, цивилизация, воспитание.

АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

Назип ХАМИТОВ
ВОЛЯ К НАУЧНОЙ НОВИЗНЕ КАК УСЛОВИЕ НЕВОЗМОЖНОСТИ
ПЛАГИАТА..................................................................................................................................................13
В статье анализируется связь проблемы преодоления плагиата и актуализации научной новизны. Плагиат в науке, безусловно, является позорным, как и любая кража. При этом автор ставит более широкую и значимую проблему – главного критерия академической добропорядочности и одновременно академического качества и достоинства. И таким критерием не может быть лишь отсутствие плагиата, этот критерий – наличие научной новизны, ради которой и существует наука.
Ключевые слова: научная новизна, автор, авторство, авторский стиль, академическая добропорядочность, плагиат, академический плагиат, креативность, метаантропология, обыденное бытие человека, предельное бытие человека.

Светлана ДЗЮБА
МАТЕРИАЛЬНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ПУБЛИКАЦИОННОЙ
АКТИВНОСТИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ..............................................19
Рассмотрен вопрос материального стимулирования публикационной активности научно-исследовательской работы преподавателей. Отмечается, что неиспользование потенциальной интеллектуальной составляющей образовательного процесса, чем является наука, недостаточно внимательное отношение к формам и методам стимулирования научно-исследовательской работы и публикационной активности преподавателей высших учебных заведений отвергает инновационную модель развития страны. Сформулированы практические предложения по повышению качества учебного процесса путем материального поощрения преподавателей к использованию своего научного потенциала.
Ключевые слова: публикационная активность преподавателей, внедрение преподавателями научных разработок, повышение качества учебного процесса, показатели дополнительного материального стимулирования, поощрение преподавателей к использованию своего научного потенциала.

ФІЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ХХІ СТОЛЕТИЯ: ПОИСК ПРИОРИТЕТОВ

Олег ПУНЧЕНКО
АРХИТЕКТОНИКА МАТРИЦЫ ОБРАЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ
ЦИВИЛИЗАЦИИ В ЕЕ ПАРАДИГМАЛЬНОМ ИЗМЕРЕНИИ.........................................28
В статье, исходя из требований «Римского клуба» к формированию парадигмы образования «нового Просвещения», представлена ноосферно-информационная парадигма образования современной цивилизации. Раскрыто содержание концепта «матрица» как метода исследования внутрисистемных взаимосвязей с помощью матричного моделирования. Охарактеризованы составляющие матрицы новой парадигмы образования: ноосферизация, инновационность, информационность, гуманизация и непрерывность.
Ключевые слова: образование, парадигма, матрица, ноосферизация, инновационность, информационность, гуманизация, непрерывность, глобализация

Анатолий ПОХРЕСНИК
КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЙ-2017 РИМСКОГО КЛУБА
О «НОВОЙ ФИЛОСОФИИ» И «НОВОМ ПРОСВЕЩЕНИИ».........................................34
Рассмотрены причины появления в конце 2017 г. особого доклада Римского клуба под названием «Давайте вместе! Капитализм, близорукость, население и деструкция планеты» и показана направленность его содержания – отказ от многих достижений государств Запада, в частности, редукционизма, материализма и секуляризма. Решение проблем человечества предложено осуществить на основе философии баланса, нового просвещения и переориентации деятельности систем образования на формирование у молодежи основ грамотности относительно будущего. Указано на малую реалистичность этих планов и предложено положить в основу планов спасения человечества ноотехнологии и ноонауки.
Ключевые слова: высшее образование, прогресс, экологические проблемы, Римский клуб, доклад-2017, философия баланса, новое просвещение, грамотность относительно будущего.

Оксана КОНДУР
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМ
И ПЕРСПЕКТИВ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ .............................................................42
Рассматриваются тенденции образования и модели институтов глобализирующегося общества современности в контексте особенностей взаимоотношения образования и социума, человека и государства. Исследуются содержательные, структурные и функциональные характеристики в контексте институциональных тенденций общественной жизни. Рассматривается модель, воплощенная в программы общественного развития и обучения, призванные научить людей вести самостоятельное и оригинальное исследование себя, социума и системы знаний. Эти модели и программы не должны быть оторваны ни от индивидуально-коллективной системы нравственных и социальных ценностей, теоретико-прикладного обучения, ни от дальнейшего применения приобретенных ценностей, норм и навыков в повседневной жизни, науке или на производстве, в сфере всех социальных институтов.
Ключевые слова: теория образования, менеджмент образования, общество, демократическое образование, педагогика, сознание, глобализация.

ВРЕМЯ РЕФОРМ: МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Петр СИКОРСКИЙ
НОВЫЕ ПОДХОДЫ К МОДЕЛИРОВАНИЮ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ
СИСТЕМ В ОБРАЗОВАНИИ.............................................................................................................48
В статье обосновываются педагогические закономерности моделирования различных контрольно-оценочных систем, взаимосвязь между учебным и оценочным контролем;
рассматриваются различные виды оценки: непосредственная и опосредованная, дается описательная косвенно-модульно-когнитивная модель системы оценки учащихся по математике, обучающихся по математическому профилю.
Ключевые слова: педагогическая закономерность, контрольно-оценочная система, образовательный процесс, модель, учебные параметры.

Роман ОЛЕКСЕНКО, Николай ОКСА
ІННОВАЦИОННЫЙ ОПЫТ В ДИДАКТИКЕ А.С. МАКАРЕНКО.............................57
Статья посвящена рассмотрению вопросов проводничества в дидактике А.С. Макаренко. Разрабатывая учение о целях обучения, Макаренко выделяет ряд ошибочных традиций, которые сложились в педагогической науке: во-первых, стремление сравнять всех людей, втиснуть человека в стандартный шаблон, воспитать узкую серию человеческих типов; во-вторых, пассивное следование за каждым индивидуумом, безнадежная попытка справиться с миллионной массой воспитанников с помощью разрозненной мороки с каждым человеком в частности. В первом случае имеем дело с гипертрофией стандартизации, во втором – с гипертрофией индивидуализации.
Ключевые слова: инновация, обучение, интегрированные курсы, проводничество, А. С. Макаренко.

Людмила ДУДАРЕНКО
НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОГНОЗИРОВАНИЮ БУДУЩЕГО СИСТЕМ
ОБРАЗОВАНИЯ .................................................................................................63
В статье указано, что, анализируя будущее, ученые Запада сразу рассматривают множество вариантов, а отечественные исследователи, следуя советским традициям, пытаются найти одно-единственное идеальное решение. Предпринята попытка объяснить причины обращения политиков только к выгодным для них историческим данным и игнорированиe объективностью последних; исследовать пределы точности прогнозов в научной и технологической сферах; проанализировать достижения и просчеты ведущих зарубежных футурологов.
Ключевые слова: будущее, политические прогнозы, научные открытия, технологические предсказания, форсайт, долгосрочное планирование.

ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАННЯ

Вячеслав ОЛЕКСЕНКО
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЧУВСТВ У СТУДЕНТОВ ...............................71
Раскрыты результаты научного исследования в формировании социальных чувств у студентов в процессе учебных занятий как составляющей успешной подготовки специалистов в высших учебных заведениях. Предложено условно распределять социальные чувства на три группы. Рассмотрены пути практической реализации формирования каждой группы социальных чувств в условиях активной креативной познавательной деятельности студентов, приближенных к производственным отношениям.
Ключевые слова: учебное занятие, социальные чувства, студент, формирование.

Светлана КРИШТАНОВИЧ
СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА.......................77
Рассмотрен процесс разработки модели формирования профессиональной компетентности будущих менеджеров физической культуры и спорта. Разработана структурная модель формирования профессиональной компетентности будущих менеджеров физической культуры и спорта, в основу которой положены четыре блока: это методически-целевой, предметно-содержательный, процессуальный и диагностически-результативный.
Ключевые слова: модель, профессиональная компетентность, менеджер, физическая культура, спорт, моделирование, принципы, научные подходы.

   
© ALLROUNDER