№2 2017
2017 ВИЩА ОСВІТА УКРАЇНИ, № 2
РЕФЕРАТИВНЫЙ ОБЗОР СТАТЕЙ НОМЕРА
СТРАНИЦА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Виктор АНДРУЩЕНКО, Назип ХАМИТОВ
ФИЛОСОФСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА КАК КАТАЛИЗАТОР
ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ПРОЕКТА УКРАИНЫ......................................................................5
В статье анализируется новая роль философского образования и науки в контексте становления и воплощения цивилизационного проекта Украины.
Осмысливается проблема философского постижения и внедрение в учебный процесс продуктивных методологических и мировоззренческих стратегий цивилизационного проекта. Делается акцент на развитии философского мировоззрения в процессе обучения в университете как факторе формирования личности, способной сделать свою страну субъектом мировой цивилизации.
Ключевые слова: философское образование и наука, цивилизационный проект Украины, методологические стратегии.
АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА
Сергей КУРБАТОВ
ПРОБЛЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ СИСТЕМ
УНИВЕРСИТЕТСКИХ РЕЙТИНГОВ ...........................................................................................18
В статье рассматриваются современная критика университетских рейтингов и основные подходы к усовершенствованию их теории и методологии. В частности, акцент делается на том, что в существующих моделях университетских рейтингов недостаточно оценивается процесс обучения и его результаты. Предпринят анализ основных подходов к оценке результатов обучения в англоязычной литературе, а также перспективы дальнейших исследований в этой области. Подчёркивается важность адекватной оценки результатов обучения как составляющего элемента новой системы обеспечения качества высшего образования в Украине.
Ключевые слова: университетские рейтинги, индикаторы, рейтинги первой и второй волны, обучение, оценка результатов обучения, качество высшего образования.
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ХХІ СТОЛЕТИЯ: ПОИСК ПРИОРИТЕТОВ
Александр ВОЗНЮК
РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.........................................23
На основе междисциплинарного подхода анализируется развитие педагогической действительности. Обнаруживается закономерность развития, касающаяся изменения иерархической (субъект-объектной) и деиерархической (субъект-субъектной) стадий развития педагогической действительности и педагогики как особого гомеостатического института сохранения, воспроизводства и развития культурно-технологического состояния общества.
Ключевые слова: педагогическая действительность; педагогическая цивилизация; педагогическая парадигма; педагогическая формация; универсальная парадигма развития; парадигма фрактально-голограммного строения мира и социумов.
Тамара КИРИК
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ О ГУМАНИЗМЕ, НЕОГУМАНИЗМЕ,
НООГУМАНИЗМЕ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ УКРАИНЫ-XXI................................................32
В статье отмечена необходимость поисков новых путей для решения кризисных проблем человечества. Среди перспективных средств – применение в современных условиях забытого понятия «неогуманизм» и усовершенствованной философии образования. Доказано, что в философии образования целесообразно восстановить изобретение В. Гумбольдта – концепт «неогуманизм». В статье исследована современная тенденция появления новых научных терминов, связанных с понятием «ноосфера». Они нужны для описания инноваций в высшем образовании, научных исследованиях, производстве, управлении, экологии и др. Новые термины формируют ноолексикон. Указано на большое значение для образования понятия «ноогуманизм».
Ключевые слова: кризис человечества, образование и демократия, гуманизм, неогуманизм Гумбольдта, ноосфера, ноолексикон, ноотехнологии, ноогуманизм.
НОВЕЙШАЯ НАУКА И СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Иван СИЛАДИЙ
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНОЙ АКТИВНОСТИ
ПЕДАГОГА-НОВАТОРА........................................................................................................................39
В современном научно-педагогическом дискурсе активизация научной деятельности педагога связывается прежде всего с личностью обучающегося, изучением предмета своей педагогической специализации и использованием новейших методик преподавания учебной дисциплины. Учитывая это, исследования личности ученика должны разворачиваться в контексте таких субъект-субъектных отношений, в которых педагог должен создать условия для раскрытия творческих способностей обучающегося. Этому в значительной степени должна способствовать индивидуализация обучения, которая предусматривает максимальный учет преподавателем личностных особенностей ученика. Одновременно педагог обязан постоянно совершенствовать, углублять свои педагогические знания, учитывая инновационность и практическую направленность учебного процесса. Кроме того, научные разработки преподавателя по методике должны быть не только креативными, но и сохранять традиционные формы обучения, обеспечивая четкое решение сложных ситуаций в педагогической деятельности.
Ключевые слова: научная активность, инновационность, педагог-новатор, творческий ученик.
ВРЕМЯ РЕФОРМ: МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Валентина ШВЕЦ
НОВАЯ МОДЕЛЬ ОБРАТНЫХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ СТУДЕНТОМ
И ПЛАТФОРМОЙ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ MOODLE.................................46
Появление новых методик обучения в современном информационном обществе связано с развитием электронных обучающих систем, требующих постоянного поиска путей компьютерного общения между студентом и преподавателем. Основная проблема дистанционнного образования, основанного на обратной связи, состоит в том, что автоматизированная система должна обеспечить студенту возможность достижения более высокой эффективности учебного процесса. В этой статье предложено решение этой проблемы, которое заключается в разработке нового типа обратной связи между студентом и платформой электронного обучения MOODLE. В статье описана технология создания дополнительных модулей к платформе MOODLE для достижения этого нового типа обратной связи, написанных на языке программирования Javascript.
Ключевые слова: обратная связь, образовательные технологии, платформа электронного обучения MOODLE.
ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Александра КАЧМАР
СТРАТЕГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ СТУДЕНТОВ
В СОВРЕМЕННОМ ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ....................................................................52
В статье предложена авторская концептуализация стратегий высшего образования, ориентированных на предупреждение, преодоление или минимизацию агрессивности студентов. Исследование стратегий осуществлено в контексте ключевых вызовов современному высшему образованию (информационные технологии и глобализационные тенденции), что позволило выявить осложненный характер обоснования целостной концепции преодоления агрессивности, ведь указанные вызовы носят динамичный характер. Достойно встретить вызовы распространения идей агрессивности способно университетское образование, опирающееся на императив диалогического взаимодействия, потребность развития гибкости мышления и поддержку открытости мировоззренческих ориентаций, а не на конкретные механизмы противодействия предопределенным формам агрессивности в образовательном пространстве.
Ключевые слова: агрессия, агрессивность, высшее образование, глобализация, диалог, гибкое мышление, дистанционное образование, межкультурное взаимодействие.
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Оксана КОВАЛЕНКО
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СОЕДИНЕННОГО
КОРОЛЕВСТВА ВЕЛИКОБРИТАНИИ И СЕВЕРНОЙ ИРЛАНДИИ............................58
Статья посвящена исследованию опыта правового обеспечения высшего образования Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. Рассмотрены основные вопросы административно-правового обеспечения высшего образования и науки Великобритании. В частности, проанализирована работа структурных подразделений университета, нормативные документы, которыми руководствуются в своей деятельности учреждения высшего образования. Рассмотрены отдельные составляющие принципа автономии университетов: академическая, финансовая, организационная, кадровая, научно-исследовательская. Проанализированы стипендиальные программы университетов Великобритании и их требования к поступлению в университеты Англии.
Ключевые слова: Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, высшее образование, административно-правовое обеспечение, стипендиальные программы, университет.
Юлия ОПАНАСЮК
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО
СОТРУДНИЧЕСТВА..............................................................................................................................64
Для западных экспертов в области высшего образования развитие международного академического сотрудничества является стратегической целью, достижение которой обеспечивает страну конкурентоспособными гражданами. Однако в отечественной науке вопрос такого сотрудничества и управления им со стороны государства еще не сформировались как самостоятельное научное направление исследования. Поскольку в последнее время международное академическое сотрудничество значительно активизировалось, возникла необходимость исследования проблем, которые способствуют или тормозят его развитие. В частности, развертыванию международного академического сотрудничества помогает усовершенствование технологий получения, обработки, передачи и использования научной информации. А широкое применение компьютерной техники создает качественно новые потенциальные возможности решения научных проблем. Ведь возможность оперативного доступа к необходимым источникам информации является одним из важнейших условий успешного развития научного творчества. Кроме того, достаточно комфортно получать сейчас знания человек может и с помощью специализированной информационной образовательной среды, которое базируется на дистанционных технологиях обучения. Для такого обучения преимущественно используются специализированные информационные системы, адаптированные к уровню базовой подготовки конкретного студента, что открывает перспективы существенного повышения качества образования.
Ключевые слова: человек, образование, международное академическое сотрудничество, информационно-коммуникационные технологии, дистанционное обучение.
Юлия ХИЛЬКО
ФУНКЦИИ ГЛАВНЫХ АГЕНТОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОДАРЕННЫХ
ДЕТЕЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ КАНАДЫ...........................................71
В статье проанализированы функции главных агентов социализации одаренных детей – учителей, консультантов, менторов – в общеобразовательных школах Канады. Охарактеризованы партнерские взаимоотношения главных агентов социализации и родителей одаренных детей в педагогогическом процессе.
Ключевые слова: учитель, консультант, ментор, агенты социализации, общеобразовательная школа, одаренный школьник.
СТРАНИЦА МОЛОДОГО УЧЕНОГО
Ольга ПОДОЛЯКИНА
ПРОЕКТЫ РАДИКАЛЬНОГО ИЗМЕНЕНИЯ ДИСКУРСА ОБРАЗОВАНИЯ:
ИДЕЙНЫЕ ОСНОВЫ И ДИСКУРСИВНЫЕ И КОММУНИКАТИВНЫЕ
КОНЦЕПЦИИ ТРАНСФОРМАЦИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
В СИСТЕМЕ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ.........................................................................78
Проекты радикальной смены дискурса и модели коммуникации реализуются прежде всего в постмодернистских концепциях образования, в том числе и в педагогической практике. Эти концепции выступают за радикальную реформу школ, за их превращение в локальные и полуавтономные организации, за отказ от существующего консенсуса о целях и содержании образования и воспитания, за индивидуализирующие методы обучения, за применение психотехнических методов для изменения сознания и школьников, и преподавателей. Они развивают концепцию знания как субъективной конструкции, социально-психологические методы релятивизации ценностей и переоценки отношений «ученик-учитель», что предполагает отказ от понимания учителя как авторитета – специалиста и воспитателя.
Ключевые слова: дискурс, постмодернизм, коммуникация, открытое образование, разум, антипедагогика, философия образования, гуманистическая педагогика, педагогический и философский радикализм.