№1 2017

2017 ВИЩА ОСВІТА УКРАЇНИ, № 1

РЕФЕРАТИВНЫЙ ОБЗОР СТАТЕЙ НОМЕРА


СТРАНИЦА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

Виктор АНДРУЩЕНКО
«ШКОЛА БУДУЩЕГО» ДЛЯ УКРАИНЫ И ЕВРОПЕЙСКОГО
ПРОСТРАНСТВА.......................................................................................................................................5
Aнализируются вызовы глобализированного мира к системе подготовки человека к жизни, ответы на них средствами образования и воспитания в Украине и странах европейского пространства. Образование и наука, шире – интеллект нации рассматриваются в качестве главного ресурса, благодаря которому современное общество может двигаться по ступеням общественного прогресса. Невнимание к образованию оборачивается потерями, которые «размывают» культуру, вытесняют народ с путей цивилизационного развития. Особое внимание уделяется рассмотрению направлений реализации Концепции «Новая украинская школа. Пространство образовательных возможностей». Подчеркивается, что будущее образование должно быть привлекательным, человекоцентристким, демократичным, открытым, информационным и диалогичным, реализовываться на основе органического единства знаний, компетенций и ценностей.
Ключевые слова: человек, культура, образование, воспитание, модернизация, знание, компетенции, ценности.

АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

Виктор АНДРУЩЕНКО, Владимир СЕРГИЕНКО, Игорь ВОЙТОВИЧ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ: НАУКА И ПРАКТИЧЕСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ....................................................................................................................................17
Доказано, что педагогические измерения можно рассматривать как частный случай образовательных измерений. Они связаны с такими понятиями и видами деятельности как тестология, оценки (экспертные и др.), квалиметрия, наукометрия, мониторинг качества образования, математическая статистика, рейтингование в образовании, разработка стандартов образовательной деятельности и стандартов подготовленности. Измерение качества подготовки студентов и компетентности преподавателей предоставляет организаторам учебного процесса информацию для принятия решений и достижения поставленных целей. Изложен опыт подготовки специалистов по образовательным измереним, по определению рейтинга преподавателей и кафедр в Национальном педагогическом университете имени М. П. Драгоманова.
Ключевые слова: высшее образование, качество высшего образования, оценки, тесты, рейтинги, управление, специальность «Oбразовательные измерения».
ЛИЧНОСТЬ

Александр ВОЗНЮК, Галина КОЗЛАКОВА
АЛЕКСАНДРА ДУБАСЕНЮК – ВЫДАЮЩИЙСЯ УЧЕНЫЙ-ПЕДАГОГ,
ОСНОВАТЕЛЬ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ
«ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ
УЧИТЕЛЕЙ» .............................................................................................................................................25
В данной статье представлены научно-педагогические достижения, учебно-методические издания и научно-педагогическая школа профессора А. А. Дубасенюк в связи с избранием ее Почетным академиком НАПН Украины в октябре 2016 г.
Ключевые слова: А. А. Дубасенюк, научная школа, педагогические исследования, учебно-методические издания, профессионально-педагогическая подготовка учителей.

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ХХІ: ПОИСК ПРИОРИТЕТОВ

Тамара КИРИК
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ О НООЛЕКСИКОНЕ ДЛЯ ВЫСШЕЙ
ШКОЛЫ ХХІ ВЕКА ...............................................................................................................................30
В статье исследована современная тенденция появления новых научных терминов, связанных с понятием «ноосфера». Они нужны для описания инноваций в высшем образовании, научных исследованиях, производстве, управлении, экологии и др. Новые термины формируют ноолексикон (нооглоссарий или нооэнциклопедию). Особенно важны пять понятий: ноотехнологии, ноонет, нооразвитие, ноообщество, ноогуманизм. Автор предлагает разделение ноолексикона на две части – рациональную, связанную с точными науками (Sciences), и иррациональную (Arts). Указано на большое значение для образования понятия «ноогуманизм», предложено для него новую научную базу.
Ключевые слова: высшее образование, ноосфера, ноолексикон, ноотехнологии, нооразвитие, ноогуманизм.

Юлия ОПАНАСЮК
ФИЛОСОФИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ........................................37
Современному миру присущи стремительное нарастание информации и изменение средств коммуникации. Еще недавно человек приобретал знания, которых ему хватало на всю его жизнь. Сегодня информация стареет, не успевая дойти до потребителя, которому приходится постоянно учиться, переучиваться, преобразовывать свою жизнь. С изменением совокупной деятельности принципиально изменились и коммуникационные технологии. В настоящее время надо уметь быстро ориентироваться в пространстве знаний, научиться без сожаления отказываться от устаревших стереотипов и форм поведения и мышления. В то же время современный этап развития человечества характеризуется усилением процесса глобализации и углубления проблем в системе отношений «человек – общество». Повышая эффективность экономики, глобализация попутно создает потенциальную угрозу демонтажа созданной в течение предыдущего века социальной надстройки с возможным обострением классовых отношений в планетарном масштабе.
Ключевые слова: человек, образование, философия образования, глобализация, прогресс.

НОВЕЙШАЯ НАУКА И СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Владимир ЛУГОВЫЙ, Жаннета ТАЛАНОВА
НАУКА В УНИВЕРСИТЕТАХ, УНИВЕРСИТЕТЫ В НАУКЕ В МИРОВОМ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ ..........................................................................42
Выяснены особенности современного мирового исследовательского пространства, его основных структурных составляющих разной модальности. Доказано, что университетский сектор является важным, однако далеко не доминирующим субъектом исследований и разработок (ИиР). Его часть в освоенных средствах, как правило, не превышает четверти и наибольшая для западноевропейских, наименьшая для восточноазиатских университетов. В мире 8 стран наибольше инвестируют финансовых и человеческих ресурсов в ИиР, а именно: США, Китай, Япония, Германия, Корея, Франция, СК и Россия. США доминируют по объёмам затрат на ИиР и занимают промежуточное положение по соотношению бизнесовой и правительственной роли в их финансировании, а также части университетского сектора в их выполнении (14%). В этой стране федеральное финансирование университетских ИиР составляет свыше 55%, распространённым является их самофинансирование (более 24%), в то же время удельный вес бизнеса не превышает 5–6%. В Украине на сектор высшего образования в национальном исследовательском пространстве в 2015 г. приходилось 5,3% освоенных средств, соответствующее самофинансирование университетов составляло 0,04%, затраты на ИиР в бюджетах этих заведений в среднем не превышали 3%. Предпосылкой повышения роли украинской университетской науки выступает преодоление раздробленности заведений высшего образования. Необходимо постепенное увеличение государственных затрат на ИиР в университетах.
Ключевые слова: мировое исследовательское пространство, исследования и разработки, университетский сектор, финансирование, исследователи, ОЭСР, ЕС, США, Украина.

Анатолий ЩЕДРИН
КОНЦЕПЦИИ ВНЕЗЕМНОГО РАЗУМА В КУЛЬТУРНОМ УНИВЕРСУМЕ
СОВРЕМЕННОСТИ: ФИЛОСОФСКО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ .............51
Рассмотрена эволюция концепций внеземного разума, их экспликации в универсуме культуры, дисциплинарные измерения, философско-образовательный потенциал, значение для философии образования. Сферами обсуждения проблемы «CETІ – SETІ», путей ее решения и возможных последствий для человечества являются философия, философия культуры, культурология, логика и методология научного познания, религиоведение. Социокультурная методология исследования раскрывает место представлений о внеземном разуме в культурном универсуме и образовании эпохи постмодерна, их роль в осознании субъектности человечества.
Ключевые слова: внеземной разум, SETІ, культурный универсум, концептуальный кластер, философия, философия образования, логика, методология познания.
ВРЕМЯ РЕФОРМ: МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Иван СИЛАДИЙ
НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ...........59
Модернизация отечественного образования создает новые вызовы в системе подготовки человека к жизни. Одновременно эти вызовы обусловлены и процессами украинского государства – утверждением рыночных и демократических отношений, становлением гражданского общества и политической нации, возрождением национальной культуры и т. п. В не меньшей степени вызовы в системе образования порождены кризисными явлениями в экономике: увеличением безработицы, падением жизненного уровня людей, ростом преступности и т.п. Кроме того, обретая национальные контуры, украинское образование становится на путь вхождения в многонациональное европейское пространство. Решение связанных с этим проблем требует развертывания глубоких и разветвленных научно-педагогических исследований модернизационных образовательных вызовов.
Ключевые слова: человек, образование, модернизация, гуманитаризация образования, информатизация образования.

Екатерина ШОВШ
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА:
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ...................................................65
Анализируются особенности формирования информационной культуры будущих социальных педагогов, учителей и социальных работников, прежде всего, важность доступа (и освоение) к информационно сжатому социальному опыту поколений. Традиции, обычаи народа, особенности его ментальности, проявляющиеся прежде всего в быту, являются той первичной базой и одновременно источником, из которого социальный педагог черпает модели, подходы, способы работы с людьми разного возрастного, имущественного, религиозного и т.п. статуса. Информационная культура социального педагога должна включать в себя глубокий общечеловеческий чувственный сегмент, который обеспечивает человеческое и человечное отношение к своим реципиентам, сопереживание их судьбы и перспективы вхождения в общественную целостность.
Ключевые слова: человек, образование, культура, информация, информационная культура.
ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Екатерина ПАСЬКО
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБЩЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ ПРОДУКТИВНОЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА..................................................72
В статье рассматривается феномен эффективного общения и особенности его внедрения и активного использования в рамках профессиональной деятельности современного педагога. Отдельное внимание уделено барьерам общения, которые влияют на успешность коммуникативного взаимодействия педагога с учащимися. Представлено факторы, которые препятствуют эффективному общению учителя. Акцентируется внимание на важности активного слушания в процессе профессионального взаимодействия, рассматриваются уровни активного слушания и возможности использования типов слушания в процессе общения педагога со школьниками.
Ключевые слова: общение, продуктивное, эффективное, профессиональное, педагогическое, психологические аспекты.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Марья НЕСТЕРОВА
ЕВРОПЕЙСКИЕ КОГНИТИВНЫЕ ПРАКТИКИ РАЗВИТИЯ
СОЦИАЛЬНОЙ СПЛОЧЕННОСТИ В УКРАИНСКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
ПРОСТРАНСТВЕ.....................................................................................................................................77
В статье рассматриваются европейские когнитивные практики развития социальной сплоченности и перспективы их имплементации в образовательное пространство Украины. Показаны связи социальной сплоченности и трансверсальных компетенций. В статье обозначены основные практические задачи по внедрению европейских когнитивных практик в украинское образовательное пространство.
Ключевые слова: когнитивные практики, образовательное пространство, социальная сплоченность, трансверсальные компетенции.

   
© ALLROUNDER