№3 2017

2017 ВИЩА ОСВІТА УКРАЇНИ, № 3


РЕФЕРАТИВНЫЙ ОБЗОР СТАТЕЙ НОМЕРА


СТРАНИЦА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

Виктор АНДРУЩЕНКО
ОБРАЗОВАНИЕ БЕЗ НАСИЛИЯ..................................................................................................7
Исследуется философский смысл насилия и особенности его проявления в образовании, основные формы насилия в системе образования и его преодоление (искоренение) как задача демократизации образования. Автор утверждает, что с давних времен образование осуществлялось большей частью как духовное насилие над личностью. Детей с малых лет заставляли в буквальном понимании заучивать ("зубрить") соответствующие знания, жестко контролировали процесс освоения норм религии, морали и культуры, отклонение от которых рассматривалось как своеволие и каралось от простого избиения розгами до отлучения от школы. Образование носило преимущественно насильственный характер. Учитель выступал как представитель общественной власти, который нормировал поведение, доминировал над учеником. Насилие – это форма деятельности (поведения) личности, целью которой является завоевание или сохранение собственной пренебрежительности и власти над другой личностью. Оно проявляется как узурпация свободы, подчинения личности субъективной воле насильника. В системе образования насилие оказывается в таких основных формах, как унижение (отрицание, подавление) учителем субъективности ученика, принуждение последнего к освоению второстепенного учебного материала, осуществление деятельности, не присущей учебно-воспитательному процессу и т.п. Искоренение насилия является одной из главных задач преодоления репрессивной педагогики прошлого, утверждения в образовании демократических отношений.
Ключевые слова: человек, образование, культура, воспитание, насилие, репрессивная педагогика.

АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА
Оксана ЗАХАРОВА, Жанна ГОНЧАРОВА
ВРЕМЕННО ПЕРЕМЕЩЕННЫЕ ВУЗЫ: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
И ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.......................................................................13
Обоснованы проблемы в сфере деятельности временно перемещенных вузов из зоны антитеррористической операции. Разработаны необходимые мероприятия по решению выделенных проблем перемещенных вузов. Спрогнозированы возможные сценарии результативности вступительной кампании 2017–2018 уч. г. для перемещенных вузов (на примере ГВУЗ «ДонНТУ») при условии своевременной реализации предложенных рекомендаций.
Ключевые слова: вуз временно перемещенный, проблемы, государственное регулирование, пути решения, результативность деятельности.

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ХХІ СТОЛЕТИЯ: ПОИСК ПРИОРИТЕТОВ

Людмила ГОРБУНОВА
ТЕОРИЯ ТРАНСФОРМАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ:
ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПТОВ И МЕТОДОЛОГИЙ...................................................................23
Современность как эпоха цивилизационного перехода характеризуется глобальными трансформациями во всех сферах социальной жизни. Индивид, выброшенный тектоническими сдвигами систем из безопасных и устойчивых ниш своего существования в терминалы «пространств потоков» и «вневременного времени», вынужден отправиться в номадическое путешествие самотрансформаций длиною в собственную жизнь. В этой связи возникает вопрос, каким должно быть современное образование, чтобы действительно быть современным. В динамике ландшафта образования для взрослых доминирующая роль переходит к трансформативному обучению. В данной статье теория трансформативного обучения взрослых Джека Мезироу рассматривается как релевантный подход к образованию индивида, способного стать автономным коммуникативным субъектом гражданского общества в условиях «текучей современности». При этом сама теория в процессе становления и развития претерпевает концептуальные изменения и осуществляет методологический поворот от рационально-когнитивистского подхода к энактивизму, основанному на принципах холизма, телесности, аффективности, эмоциональности когнитивных процессов и их самоорганизации как сложных динамических систем. Это позволило взглянуть на трансформацию личности как на целостный телесно-аффективно-когнитивный рефрейминг и сделать вывод о важной роли в трансформативном обучении взрослых всех экстра-рациональных составляющих этого процесса.
Ключевые слова: теория трансформативного обучения взрослых, Джек Мезироу, система ценностно-смысловых ориентаций, смысловые схемы, смысловые перспективы, дезориентирующая дилемма, критическая рефлексия, рациональный дискурс, рационально-когнитивный подход, «целостное понимание» человека, энактивизм, телесно-когнитивный подход, аффективный фрейминг.

Инна КНЫШ
КЛАССИЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРАДИГМА:
СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ................................................................................35
В статье показано, что на протяжении XVII–ХІХ ст. Украина стала государством Второй волны. При этом доклассическая образовательно-воспитательная парадигма, которая существовала до XVII ст., уже не удовлетворяла требованиям Нового времени и должна была уступить место классической, в которой сформировались четыре образовательных направления: латинофильское; византийско-русское; славяно-греко-латинское и старообрядческое. Отмечено, что дальнейшее развитие государства, общества и церкви в Украине привело к тому, что традиционный взгляд на образование (характерный для государств Первой волны) уже не соответствовал требованиям Нового времени (государств Второй волны), но организация образования по русскому (грекофильскому) образцу на протяжении длительного времени удерживала Украину на переходной стадии. Осуществлен анализ субъект-субъектных аспектов становлення образовательной парадигмы в классический период развития науки в отношениях: «Учитель (Преподаватель)» – «Ученик (Студент)», «Учитель (Преподаватель)» – «Учитель (Преподаватель)» и «Ученик (Студент)» – «Ученик (Студент)».
Ключевые слова: классическое образование, субъект – субъект, «Учитель (Преподаватель)», «Ученик (Студент)», парадигма образования, латинофильская, византийско-русская, славяно-греко-латинская, старообрядческая.

Сергей КАПУСТИН
ПОНЯТИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ
ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ ............................................................43
Как отмечается в недавно обнародованных концептуальных принципах реформирования средней школы "Новая украинская школа", становление человека как личности, подготовка его к жизни в реальном обществе является непосредственной задачей школы как основного института социализации. Школа должна вооружить учеников знаниями, сформировать необходимые компетенции, воспитать ценности, а главное – сформировать целостное мировоззрение личности, которое обеспечит ее ориентацию в природной и социальной среде, умение пользоваться знаниями, общаться с людьми. Реализация этой задачи в современной школе носит проблемный характер. Как показывает практика, достаточно часто выпускники школы реальной жизни не знают, а потому и входят в нее с крайне распыленными ориентациями. Формирование целостного мировоззрения в этом контексте является одной из главных задач обновления (модернизации) образования.
Ключевые слова: человек, сознание, мировоззрение, образование, наука, культура, воспитание.

НОВЕЙШАЯ НАУКА И СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Светлана ЩУДЛО, Оксана ЗАБОЛОТНА
ТРАНСФОРМАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЭМПИРИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ ДЛЯ ТРАНСФОРМАЦИИ ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?...........................................................................50
Учитывая современные тенденции, университет воспринимается как организация, функции которой все в большей степени смещаются в сторону исследования. Для удовлетворения потребностей исследовательского университета научно-педагогические кадры должны владеть компетенциями организации и проведения эмпирических исследований, анализа и интерпретации данных, которые выходят за рамки компетентности отдельных исследователей и отдельных университетов. На этом этапе возрастает роль неправительственных организаций, объединяющих исследователей из различных университетов. Это дает поле для синергии, порожденной сотрудничеством междисциплинарных научно-исследовательских команд. В статье описана работа такой команды в пределах Украинской ассоциации исследователей образования при проведении исследования по методологии TALIS в рамках проекта «Учитель». Развивающие перспективы исследования представлены по двум направлениям: с одной стороны, как потенциал практического участия в проведении исследования для развития самих исследователей и, как следствие, для трансформации университетов; с другой – как потенциал для трансформации высшего педагогического образования, основанный на результатах международных сравнений, основанных на эмпирических данных.
Ключевые слова: исследовательский университет, TALIS, Международное исследование обучения и преподавания, эмпирические исследования образования, УАИО, учитель.
ВРЕМЯ РЕФОРМ: МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Вильям КОВАЛЕНКО
УМНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИКО-
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ..........................................................................................57
В статье рассмотрены умные технологии, предметной сферой которых является идея, виды идей, их теоретико-методологическое обоснование и намечены их методико-технологические основания в виде формальной и содержательной логик: трансцендентальная, деонтическая, модальная, логистика, а также основных типов знаков: слов, терминов, концептов и математических знаков, которые презентуют идеи, виды идей в научных текстах как основных средствах теоретической и практической подготовки профессионального разума и понимания будущих специалистов в вузах.
Ключевые слова: умные технологии, идея, виды идей, универсальные виды деятельности и их результаты: вещи, деньги, идеи, формальная и содержательная логики, виды идей: научные, политические, национальные, профсоюзные, юридические.

Ольга ГОНЧАРОВА
ПРИРОДА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТАЛАНТА В АСПЕКТЕ
ПОСТНЕКЛАССИКИ И МЫШЛЕНИЯ В СЛОЖНОСТИ...................................................64
Задачей практической философии образования в аспекте постнеклассических методологий и мышления в сложности является создание условий для самоорганизации ученика как субъекта образования, которое теперь понимается как самообразование. Ключевой проблемой образования становится не передача знаний, а инновационные качества человека, его способность к созданию и восприятию нового. В таком аспекте талант педагога заключается в том, как управлять, не управляя, как малым резонансным воздействием подтолкнуть систему на один из собственных и благоприятных для человека путей развития, как обеспечить самоуправляемое и самоподдерживаемое развитие. Для эффективного решения этой задачи крайне важным является изменение стиля мышления. На смену разделительному мышлению, формирующему одномерное видение мира, должно прийти мышление связывания – знаний между собой, части с целым, а целого с частями, постигающее единство глобального и локального. Устанавливается приоритет мышления над усвоением знаний, личностного самовыстраивания, образовательной мотивации, умения работать в коллективе и признавать позитив в иной точке зрения над успеваемостью, умениями и навыками. Образование сможет отвечать запросам времени и осуществить реформу мышления, если предложит обществу новые формы организации знания через изменение содержания учебных дисциплин, индивидуальные методики презентации знания, понимание образованности как способности человека к интеллектуальному поиску.
Ключевые слова: научить учиться, становление, саморазвитие, самоорганизация, самообразование, изменение стиля мышления, мышление в сложности, когнитивно-креативный потенциал, самовлияние, самотрансформация, интеллектуальный поиск.
ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Иван СИЛАДИЙ
ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ
ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ .....................................................................76
Современная студенческая молодежь преимущественно является сторонником демократических преобразований, а следовательно, и демократических ценностей. Однако противоречивая природа ценностей новейшего времени и неоднородность студенческой общественности предопределяют необходимость усиления целеустремленного влияния на процесс генерирования демократических ценностей студенческой молодежи. В первую очередь формирование таких ценностей должно происходить в контексте развертывания свободы как общезначимого фактора развития личности. В то же время среди элементов формирования демократических ценностей студенческой молодежи традиционно выделяются факторы социально-политической среды, влияния близкого окружения, средств массовой информации, культуры, образования, воспитания и самовоспитания индивида. Под этим углом зрения особого внимания также заслуживает внеучебная деятельность вуза, которая охватывает профсоюзную, досуговую и другие виды деятельности студенческой молодежи.
Ключевые слова: человек, молодежь, ценности, демократические ценности, система образования, демократическое образование.

   
© ALLROUNDER