№4 2017

2017 ВИЩА ОСВІТА УКРАЇНИ, № 4

РЕФЕРАТИВНЫЙ ОБЗОР СТАТЕЙ НОМЕРА


СТРАНИЦА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

Виктор АНДРУЩЕНКО
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ПРАКТИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ УКРАИНСКОМ
СОЦИУМЕ.....................................................................................................................................................5
Проект "Новая украинская школа" ориентирует на усиление роли практики в системе научно-образовательной деятельности. И это понятно. Практическая потребность, подчеркивала бывшая классика, двигает науку вперед более мощно, чем десятки университетов. Последнее в полной мере касается и образования. Главное назначение образования – подготовка человека к практической жизни в реальном обществе. Наиболее эффективным этот процесс станет тогда, когда оно (образование) разворачивается в соответствии с требованиями жизни, способа производства, образа жизни, то есть с учетом требований общественной практики. К сожалению, достаточно часто образование отрывается от практики, становится схоластическим, не жизненным. Такое образование ничего, кроме флуктации бесплодных идей, не дает ни обществу, ни личности. Качественное образование базируется на требованиях практики, реальной жизни. Оптимизация взаимосвязи образования и практики является именно тем заданием, на котором должны быть сосредоточены наши первоочередные образовательнологические поиски.
Ключевые слова: человек, образование, культура, практика.

АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

Юрий БОБАЛО
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ
ВНУТРЕННЕГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В НАЦИОНАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ "ЛЬВОВСКАЯ ПОЛИТЕХНИКА"............12
В статье сформулированы основные принципы функционирования внутренней системы обеспечения качества высшего образования, разработанной в Национальном университете «Львовская политехника». Систему внутреннего качества представлено как функцию основных процедур и процессов, которые реализуются в университете. Приведена совокупность информативных параметров функции качества высшего образования; на основе их оценки и анализа сформулированы соответствующие управленческие воздействия. Предлагаемая система внутреннего обеспечения качества может обеспечить существенный прогресс в дальнейшем решении проблемы качества подготовки специалистов в высших учебных заведениях.
Ключевые слова: качество высшего образования, система внутреннего обеспечения качества высшего образования, высшие учебные заведения.

ФІЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ХХІ СТОЛЕТИЯ:ПОИСК ПРИОРИТЕТОВ

Александра РУБАНЕЦ
КОГНИТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ............................28
В статье рассматриваются когнитивные технологии и когнитивные технологии в образовании. Когнитивные технологии в образовании раскрываются как интеллектуальные технологии и как образовательные технологии. Когнитивные технологии в образовании раскрывают особенности реализации когнитивных процессов в образовательной среде. Когнитивные технологии выявляют особенности функционирования целостной сложной системы человека. Образовательная среда имеет свои особенности реализации когнитивных процессов в обучении, воспитании, при принятии решений, когнитивном развитии личности. В то же время образовательная среда предполагает когнитивные процессы, коммуникативные процессы, интерактивные взаимодействия, развитие полилога и командной работы. Современные когнитивные технологии в образовании учитывают также перенос когнитивных взаимодействий в этих сферах в информационную среду. Разрабатывается новый подход к когнитивным технологиям в образовании, опирающийся на раскрытие когнитивных технологий в качестве посредника между играми разума, когнитивными процессами в сфере ума, когнитивной системой человека, их успешной реализацией в образовательных процессах. Вместе с тем когнитивные технологии в образовании позволяют овладеть реализацией когнитивных процессов в профессиональной среде – военной, управленческой, бизнес-среде, социокультурной сфере и др.
Ключевые слова: когнитивные технологии, когнитивные технологии в образовании, когнитивное развитие, когнитивные процессы (образовательные, профессиональные и др.).

Валентин ВЕРЁВКИН
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
В ОТНОШЕНИИ ПЕРЕМЕЩЕННЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ УКРАИНЫ.....................35
Необходимость осмысления такого явления, как перемещенные университеты Украины, обусловливается многими причинами: 1) беспрецедентной по масштабу в XXI веке гибридной войной и появлением перемещенных или «разделенных» университетов; 2) увеличением в современной Украине количества социальных конфликтов по сравнению с ситуациями социальной стабильности, консенсуса и гармонии; 3) интенсификацией и глобализацией конфликтов и необходимостью совершенствования теории и практики управления конфликтом.
К основным проблемам, с которыми столкнулись перемещенные университеты, следует отнести: 1) несовершенство нормативно-правовой базы; 2) неравные возможности перемещенных и не перемещенных высших учебных заведений при условии высокой конкуренции на рынке образовательных услуг; 3) недостаточные финансовые и кадровые ресурсы для обеспечения жизнедеятельности и надлежащего функционирования; 4) бытовые и психологические проблемы интеграции и социальной адаптации студентов и преподавателей.
Считаем целесообразным разработку концептуальной модели реинтеграции перемещенных университетов для их реинтеграции, что и станет предметом наших дальнейших исследований.
Ключевые слова: образовательная политика, гибридная война, перемещенные университеты, реинтеграция, конфликт, трансформация конфликта.

НОВЕЙШАЯ НАУКА И СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Анатолий ПОХРЕСНИК
КОММУНИКОЛОГИЯ ADVERSUS КОММУНИКАТИВИСТИКА
В СТРАТЕГИИ ИЗМЕНЕНИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ...................41
Рост количества противоречивых глобальных явлений и развитие технологического прогресса неизмеримо усложняют деятельность вузов на планете. Украине приходится преодолевать комплексную агрессию со стороны России вместе с решением проблем нахождения собственного места в политической и экономической структуре мира. В статье рассмотрена роль новых терминов и понятий в сфере планирования и осуществления изменений в образовательно-научном комплексе Украины. Указано на специфику зарубежного аудита его деятельности, отмечена необходимость использования совершенно новых понятий и терминов (примером является коммуникология, ноокоммуникология, ноонауки, ноотехнологии и др.), которые мы считаем необходимыми для успешности проектов развития высшей школы и научных исследований в Украине.
Ключевые слова: высшая школа, образовательно-научный комплекс, информационно-технологическая революция, коммуникология, коммуникативистика, ноонауки, ноокоммуникология.

ВРЕМЯ РЕФОРМ: МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Ирина СТЕПАНЕНКО, Мария ДЕБИЧ
ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В УКРАИНЕ:
СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ..................................................................48
В статье проанализировано входящую и исходящую мобильность в Украине. Определены факторы, которые способствуют привлечению иностранных студентов на обучение. Приведен положительный пример Польши по привлечению иностранных студентов на обучение. Выявлены проблемы (большое количество служб и документов, регулирующих вопросы обучения иностранных студентов, недостаточное стратегическое планирование развития высшего образования и его интернационализации; недостаточность информационного, маркетингового и рекламного обеспечения для рекрутинга иностранных студентов) и предложены их решения по привлечению иностранных студентов на обучение в украинских высших учебных заведениях.
Ключевые слова: иностранные студенты, международные студенты, интернационализация высшего образования, нормативно-правовая база, стратегия интернационализации высшего образования.

Галина КОЗЛАКОВА, Татьяна САЕНКО
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО
ПОДХОДА В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ СТУДЕНТОВ
ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА............................................................................................56
В статье рассматриваются важные проблемы введения компетентностного подхода в экологическое образование студентов технического университета. В качестве эффективного метода предлагается недельный тренинг интенсивного изучения нескольких тем при сопровождении лекциями, практическими и индивидуальными занятиями.
Ключевые слова: экологическое образование, студенты инженерных специальностей, технический университет, компетентностный подход.

ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАННЯ

Тамара СЕРГИЕНКО
НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ КОММУНИКАЦИИ
В ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ...............61
Целью статьи является выяснение научно-теоретических основ формирования коммуникативных навыков у иностранных студентов медицинских университетов. Использованы теоретические и эмпирические методы исследования. Научно-теоретическим основанием работы являются труды по психологии, педагогике и лингводидактике. Проанализирована парадигма базовых понятий. Выявлен репертуар навыков профессиональной медицинской коммуникации. Результаты исследования могут быть использованы в практике преподавания украинского языка как иностранного. Перспективы исследования заключаются в разработке технологии формирования навыков профессиональной медицинской коммуникации в иностранных студентов.
Ключевые слова: профессиональная медицинская коммуникация, навыки, коммуникативные навыки, украинский язык, иностранные студенты.

Ольга ЛЫСАК
НАЛАЖИВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ
ИНФОРМИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИСХОДЯЩЕЙ
АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ ......................................................................................68
В статье рассмотрена необходимость создания надлежащего уровня осведомленности об участии в программах академической мобильности. Доказано, что недостаток актуальной информации о грантовых/стипендиальных программах является одной из основных преград на пути увеличения количества мобильных студентов. Проиллюстрировано уровень осведомленности украинских студентов о программах академической мобильности. Проанализированы пути организации академической мобильности в высших учебных заведениях. Предложены методы повышения уровня осведомленности студентов о возможностях обучения за рубежом.
Ключевые слова: академическая мобильность; входящая/исходящая академическая мобильность; кредитная мобильность; студенческий маркетинг; уровень осведомленности.

ЗАРУБЕЖНИЙ ОПЫТ

Сергей КУРБАТОВ
РОЛЬ СТУДЕНЧЕСТВА В СОВРЕМЕННЫХ СИСТЕМАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН..............................74
В статье рассматривается процесс привлечения студентов к функционированию систем обеспечения качества высшего образования в контексте формирования Европейского пространства высшего образования (EHEA), ключевым принципом которого является студентоцентрическое обучение. Именно студент, как главный потребитель образовательных услуг, является центральной фигурой образовательного процесса, поэтому их активное участие в процессах внутреннего и внешнего обеспечения качества высшего образования становится мейнстримом современной образовательной политики. Это находит отражение в международных документах, регулирующих процессы обеспечения качества высшего образования, в частности в Стандартах и рекомендациях по обеспечению качества в Европейском пространстве высшего образования (ESG), принятых Министерской конференцией в Ереване в 2015 году. В качестве основного механизма вовлечения студентов в систему обеспечения качества высшего образования идентифицирован принцип их обязательного присутствия среди членов национальных агентств по обеспечению качества высшего образования и аналогичных структур.
Ключевые слова: студенты, студентоцентрическое обучение, качество высшего образования, внутреннее и внешнее обеспечение качества высшего образования, Европейское пространство высшего образования, национальные агентства по обеспечению качества.

Елена КОРСАК
ДОСТИЖЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ТРЕНДА МЕЖДУНАРОДНОГО
ТЕСТИРОВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.....................................................................78
Изучено причины расширения целей исследования систем образования и измерений качества их деятельности за пределами национальных границ. Изложены основные черты эволюции сравнительных педагогических исследований и проведения тестирования (PIRLS, TIMSS и PISA) учащихся из многих стран мира. Главное внимание обращено на измерения PISA, в частности, умение читать, понимать и использовать тексты, а также комплексные измерения «готовности к жизни-ХХI» учеников 15 лет (PISA). Указано на успехи и несовершенство имеющихся задач PISA во время измерений способности к креативности и творчеству. Доказано, что наиболее полезным и перспективным является участие учеников Украины в тестировании PISA.
Ключевые слова: обязательное образование, педагогические измерения, национальные экзамены, международные тестирования, сравнения тестов PIRLS, TIMSS и PISA, полезность PISA.

   
© ALLROUNDER