№3 2016 р
ВИЩА ОСВІТА УКРАЇНИ, № 3 2016
РЕФЕРАТИВНЫЙ ОБЗОР СТАТЕЙ НОМЕРА
АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА
Петр СИКОРСКИЙ
РЕФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНСТИТУТОВ В КОНТЕКСТЕ НАУЧНЫХ РАБОТ И. ФРАНКО............................................................5
( К 160-летию со дня рождения)
В статье анализируются научные труды И. Франко, в которых Великий Каменяр рассматривает развитие общественно-государственных отношений от древнейших времен до конца XIX в., дает актуальные рекомендации по развитию образования. И. Франко не только констатирует, как развивалась экономика, социальная сфера, образование в том или ином веке, но и ищет причины такого состояния, пути выхода из кризиса, прогнозирует результаты. Автор исследования, анализируя научные труды И. Франко, пытается предложить свой алгоритм вывода страны на европейский путь развития, в том числе и через системное реформирование образования.
Ключевые слова: государство, образование, высшая школа, продвижение, разделение труда, расслоение общества, Всеукраинский Совет Старейшин, реформа.
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ХХІ : ПОИСК ПРИОРИТЕТОВ
Владимир БОНДАРЬ
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБЛАСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК.........................................................18
Если теоретическая компетентность как понятие воспринимается как один из базовых сегментов когнитивной сферы личности, её профессиональной компетентности, то понятие методологии для ученых-педагогов и не только – одно из наиболее неопределенных, многозначных и противоречивых по своей сущности. Часто то, что является теорией, относят к методологии и наоборот. Методология в значительной степени является важнейшим элементом общей исследовательской культуры ученого. Эти и не только эти вопросы освещаются в данной статье.
Ключевые слова: методология, культура, философия и методология – самостоятельные науки, философия методологии, методологические принципы, алгоритм построения научного аппарата исследования, структура научного аппарата как целостного образования.
Александра РУБАНЕЦ
КОГНИТИВНЫЙ АСПЕКТ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО ОБНОВЛЕНИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ...............................................................................................................................24
В статье рассматриваются знаниевый и нормативный аспекты методологии высшей школы. Выделяется когнитивный аспект. Когнитивный аспект раскрывается в контексте повышения эффективности познавательных процессов и формирования личности специалиста, в том числе ее идентичности. Репрезентация объектов в познании рассматривается с позиции повышения методологической культуры. Исследуются саморепрезентация и метод личностной репрезентации в проектах, учебных и воспитательных практиках. В связи с этим формируется новое понимание репрезентативизма. Преодолевается абстрактный теоретизм. Выявляется односторонность инструментализма в понимании методологии высшей школы. Исследуется праксеологичность методологии высшей школы. Раскрывается связь с различными видами образовательного менеджмента.
Ключевые слова: когнитивная составляющая методологического обновления высшей школы, когнитивные познавательные способности, когнитивные познавательные процессы, репрезентативизм, репрезентация, саморепрезентация, метод личностной репрезентации.
Тамара КИРИК
В ПОИСКАХ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПАРАДИГМ
ДЛЯ УКРАИНЫ ХХІ ВЕКА...........................................................................................................30
Осуществлен анализ новейшей информации с целью преодоления Отечеством различных военных и других негативных внешних воздействий. Статья продолжает исследования известных предшественников (В. Андрущенко, В. Кремень и др.) в аспектах выбора парадигмы научно-образовательного прогресса в XXI в. Произведено сравнение деятельности высшей школы в недавнем прошлом и в наше время, указано на неизбежность изменений рынка труда, и предложены (на примере медицинского образования) пути изменений высшего образования для выполнения новых задач.
Ключевые слова: проблемы развития, инновации, парадигма, информационные технологии, изменение рынка труда, высшее образование – ХХI.
НОВЕЙШАЯ НАУКА И СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Вильям КОВАЛЕНКО
СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ МЕТРОВИЗАЦИИ РАЗУМА И РАЗУМНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ ДИДАКТОЛОГИСТИКИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ.................37
В статье рассмотрена синергетическая теория метровизации разума и разумных технологий, содержание которой предопределяют теории, технологии и единицы измерений тех наук, которые причастны к разуму как синергетического, междисциплинарного образования, как теоретизированного конструкта, создаваемого автором научного текста. Синергетическую взаимосвязь между науками и их теориями обуславливают четыре основных типа знаков, денотаты и референты которых разные, но взаимосвязаны и рассматриваются они в контексте их (типов знаков) количественного соотношения в научных текстах с ограниченным объемом, определяя тем самым приоритет типа разума.
Ключевые слова. Разум, разумные технологии, метрология, единицы измерения, синергетическая теория метровизации, типы знаков, слова, термины, концепты, денотаты, референты, профессиональная парадигма, профессиональная сущность, типы разума.
Инна КНЫШ
СТАНОВЛЕНИЕ НОВОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ: OFF-LINE ОБРАЗОВАНИЕ КАК СИСТЕМА VS ON-LINE ОБРАЗОВАНИЕ КАК СЕТЬ..............................................................................................................................................................42
В статье показано, что невнедрение в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) привело к кризису современную образовательную систему, а само образование, как система, стало тем краеугольным камнем, который привет к необходимости появления новой отечественной парадигмы образования, которая формируется на границе off-line образования как системы и on-line образования как сети. При этом отмечается, что главным фактором должно стать наличие в новой парадигме образования гуманитарно-этической составляющей.
Ключевые слова: off-line образование как система, on-line образование как сеть, новая парадигма образования, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
ВРЕМЯ РЕФОРМ: МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Тамара ДЕВТЕРОВА
УПРАВЛЕНИЕ МОТИВАЦИЕЙ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПЕДАГОГИКИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ...............................................................................................................................50
В статье рассматривается опыт использования ментальных карт как формы самостоятельной работы магистров и альтернативы традиционным рефератам по гуманитарным дисциплинам. Показано, что ментальным картам предшествовал опыт создания «опорных конспектов» В. Ф. Шаталова, известного украинского педагога.
Ключевые слова: преподавание, самостоятельная работа студентов, деятельность, творчество, мотивация, визуализация, «опорный конспект», ментальная карта.
Владислава ЛЮБАРЕЦ
СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПЛАТФОРМЫ ACCENT – ПУТЬ К КАЧЕСТВЕННОМУ ОБРАЗОВАНИЮ.......................................................................58
В статье рассматривается актуальность создания информационно-образовательной среды с нетрадиционными образовательными системами и технологиями и, соответственно, разработки новых путей их осуществления, что коренным образом повлияет на инновационное развитие общества в целом. В публикации представлен проект электронной образовательной платформы – Универсальное образовательное пространство ACCENT. Отмечено особенности данного образовательного пространства, определены его функции, принципы построения электронного образовательного пространства, подходы и принципы дидактики. Определен инструментарий для создания электронного образовательного ресурса, который требует тщательного подхода к проектированию, сочетания организационно-педагогической и методической составляющих.
Ключевые слова: образование, электронная образовательная платформа, информационная образовательная среда, электронный образовательный ресурс.
ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Елизавета ПОДОЛЬСКАЯ, Татьяна ПОДОЛЬСКАЯ
СОВРЕМЕННЫЙ ПЕДАГОГ: НА ПЕРЕКРЕСТКЕ ОЖИДАНИЙ СТУДЕНТОВ И УСТРЕМЛЕНИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ...................................................................................64
Выявлены ожидания студентов и приоритеты относительно идеала преподавателя. Определены устремления преподавателей по профессиональному самоусовершенствованию и эффективности педагогической деятельности. На основе обобщения результатов социологических исследований уточнен портрет современного студента и составлен идеальный образ современного педагога. Обоснована согласованность устремлений преподавателей и ожиданий студентов по вопросам мотивации к обучению, эффективности коммуникации и освоения современных методов обучения. Поставлены задачи по повышению педагогической культуры преподавателей в соответствии с основными критериями педагогического мастерства. Выделены основные типы общения и даны характеристики взаимодействия преподавателя и студента в условиях становления информационного общества.
Ключевые слова: ожидания студентов, педагогическая культура, педагогическое мастерство, устремления преподавателей, типы общения.
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Елена ЩЕРБАКОВА
СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ РИТОРИКО-КОММУНИКАТИВНОЙ
КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА: АНАЛИЗ АКТУАЛЬНОЙ
ПРОБЛЕМАТИКИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ РИТОРИКОВЕДЧЕСКИХ
МЕРОПРИЯТИЙ 2016 ГОДА В ЛИТВЕ, КАНАДЕ И УКРАИНЕ .....................................70
Статья посвящена изучению состояния развития риторико-коммуникативной культуры современного университета как интегративного фактора формирования академической элиты на примере анализа актуальной проблематики некоторых междисциплинарных риториковедческих мероприятий, состоявшихся в мае – июне 2016 г. в университетах Литвы (Каунас), Канады (Калгари) и Украины (Киев), при непосредственном участии автора. Главное внимание уделено результатам проведения конференций: «Риторика и формы европейской культуры: от традиции к современным вызовам» и «Преподавание риторики сквозь призму времени и мира», а также круглого стола «Риторика в высшем образовании и риторико-коммуникативная культура личности в университетской и академической среде: отечественные традиции и международный опыт».
Ключевые слова: риторико-коммуникативная культура современного университета, состояние развития, анализ актуальной проблематики, междисциплинарные риториковедческие мероприятия 2016 года в Литве, Канаде и Украине.
СТРАНИЦА МОЛОДОГО УЧЕНОГО
Ольга ЧУБАРЕВА
ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ РОЛИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО
В АКСИОЛОГИЧЕСКОМ ПОЛЕ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ...............................79
Формирование сбалансированной аксиологической палитры современной молодежи и студентов является неотложным вопросом гуманитарной политики государства, в частности, системы образования. Особенно важно эстетически – аксиологическое измерение образовательной подготовки студенческой молодежи с учетом того, что в украинском обществе сформирован особый запрос на специалистов, владеющих не только высоким профессионально-компетентностным уровнем, но и развитыми гражданскими ценностными ориентирами и творческой эстетической установкой. В этом контексте является актуальной задача эстетизации образовательного пространства, ведь ценности красоты и творчества через выпускников в их творческом отношении к профессии и ответственности в гражданских обязанностях будут транслироваться в украинское общество в целом, демократизируя и гуманизируя его. Однако только при активном участии студенческого сообщества могут быть внедрены в образование аксиологические ориентиры и идеалы, важные для полноценного развития самой молодежи.
Ключевые слова: человек, культура, образование, эстетика, красота, гуманизация образовательного пространства, творчество.