№2 2016 р

2016 ВИЩА ОСВІТА УКРАЇНИ, № 2

ЗМІСТ


СТОРІНКА ГОЛОВНОГО РЕДАКТОРА
Віктор АНДРУЩЕНКО, Денис СВИРИДЕНКО
Академічна мобільність в українському просторі вищої освіти: реалії, виклики
та перспективи розвитку
ФІЛОСОФІЯ ОСВІТИ ХХІ: ПОШУК ПРІОРИТЕТІВ
Тамара КІРИК
Етос вищої медичної освіти в епохи стагнацій і суспільних змін
Інна КНИШ
Комунікаційні та інформаційні аспекти розвитку сучасної освіти та виховання
Єлізавета ПОДОЛЬСЬКА, Олександр НАЗАРКІН
Децентралізація освіти: нові виклики, ризики й регіональні виміри
НОВІТНЯ НАУКА ТА СУЧАСНА ОСВІТА
Анатолій ПОХРЕСНИК
Науки і вища освіта учора, сьогодні і завтра
Андрій ГРИНЬКІВ
Метакогнітивні дослідження в контексті освітніх інновацій
ЧАС РЕФОРМ: МЕТОДОЛОГІЯ І МЕТОДИКА
ОСВІТНЬОГО ПРОЦЕСУ
Петро СІКОРСЬКИЙ
Принципи моделювання нових контрольно-оцінювальних систем і їх
застосування у середніх і вищих навчальних закладах
Юрій СКИБА
Класифікація методів педагогічних досліджень
Оксана БАШТОВЕНКО , ГеннадІй ЯРЧУК
Інноваційний підхід до фізичного виховання у формуванні спрямованости
на здоровий спосіб життя
ГУМАНІЗАЦІЯ ОСВІТИ ТА ВИХОВАННЯ
Олександр НАЙДЬОНОВ
Реалізація української національної ідеї у вищій освіті в умовах інформаційного
суспільства
Ольга ЧУБАРЕВА
Освіта як чинник підвищення ролі естетичного в аксіологічному полі сучасних
студентів
ЗАРУБІЖНИЙ ДОСВІД
Сергій ТЕРЕПИЩИЙ
Класифікація освітніх ландшафтів Європи
Мария НЕСТЕРОВА
European studies of the Interactive Visual Communicative Technologies (IVCTs)
in high education
ІНФОРМАЦІЯ. РЕЦЕНЗІЇ. ПОВІДОМЛЕННЯ
Реферативный обзор статей номера
Abstracting review of journal articles editor in chief’s page
Contents
До уваги авторів

 

РЕФЕРАТИВНЫЙ ОБЗОР СТАТЕЙ НОМЕРА

СТРАНИЦА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Виктор АНДРУЩЕНКО, Денис СВИРИДЕНКО
АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ В УКРАИНСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: РЕАЛИИ, ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ..........
В статье анализируются проблемы имплементации академической мобильности в украинском пространстве высшего образования. С методологических позиций философии образования авторы диагностируют факторы, снижающие количественные и качественные показатели программ академических обменов и предлагают меры, которые должны способствовать процессам актуализации академической мобильности и, соответственно, наполнить вхождение в Европейское пространство высшего образования реальным содержанием.
Ключевые слова: академическая мобильность, модернизация образования, инновационное развитие, Европейское пространство высшего образования, Болонская декларация, Педагогическая Конституция Европы.
ФІЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ХХІ: ПОИСК ПРИОРИТЕТОВ

Тамара Кирик
ЭТОС ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЭПОХИ СТАГНАЦИЙ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ
Отмечен факт быстрого кадрового и количественного развития медицинской сферы в мире и возникновение многих неожиданных этических и других проблем. На основе новых данных исследованы истоки профессии врача, причины появления гуманизма и европейской медицинской деонтологии как целостного этоса. Рекомендовано внести в курсы истории медицины археологические и генетические факты об участии праукраинцев в европейском развитии с самых его начал. Предложено оригинальное объяснение появления нежелательных тенденций в европейской и украинской медицинской деятельности, в фундаменте этоса. Высказано мнение о необходимости изучения в Украине появления в Европе неогуманизма.
Ключевые слова: кризис цивилизации, профессия врача, античная медицина, итальянский гуманизм, европейская деонтология, американизация медицины, угрозы этосу, неогуманизм.

Инна КНЫШ
КОМУНИКАЦИОННЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Характер и направленность образования и воспитания в обществе определяются состоянием, потребностями и развитием общественной жизни. Накопление, наследование и сохранение научных знаний, культурных и духовных ценностей, моральных норм вырабатывается в диалогическом континууме, в бинарной оппозиции «субъект – субъект» образования и воспитания, где, с одной стороны, четко прослеживается назначение Учителя (Преподавателя), с другой – ожидается результативность и качественность того, кто выступает в ипостаси субъекта образования и воспитания, в данном случае как сам Учитель (Преподаватель), так и Ученик (Студент). В статье рассматривается поиск, разработка и внедрение коммуникационных и информационных технологий в образовании преподавателями, а также их влияние на развитие образования и воспитания с позиции: «Учитель (Преподаватель) – Учитель (Преподаватель)», «Учитель (Преподаватель) – Ученик (Студент)» и «Ученик (Студент) – Ученик (Студент)».
Ключевые слова: образование, воспитание, «субъект – субъект», коммуникационные и информационные технологии, «Учитель (Преподаватель) – Учитель (Преподаватель)», «Учитель (Преподаватель) –Ученик (Студент)» и «Ученик (Студент) – Ученик (Студент)».

Елизавета ПОДОЛЬСКАЯ, Александр НАЗАРКИН
ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: НОВЫЕ ВЫЗОВЫ, РИСКИ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ
В статье осмысливаются современные вызовы и анализируется ситуация в сфере образования Харьковского региона. Раскрывается образовательный потенциал Харьковщины в контексте повышения конкурентоспособности региона, анализируются экономические и социокультурные предпосылки развития образовательного пространства области в новых исторических условиях. На основе определяющих тенденций в сфере образования описывается современная образовательная парадигма и направления модернизации образования в Харьковском регионе. Оценивается практический опыт Харьковского гуманитарного университета «Народная украинская академия», где почти двадцать пять лет осуществляется эксперимент по введению уникальной модели непрерывного образования.
Ключевые слова: децентрализация, конкурентоспособные специалисты, органы общественного самоуправления, рынок труда, цивилизационная модернизация.
НОВЕЙШАЯ НАУКА И СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Анатолий ПОХРЕСНИК
НАУКИ И ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВЧЕРА, СЕГОДНЯ И ЗАВТРА
В статье исследована история появления и развития целостных образовательно-научных комплексов как средства воплощения в жизнь лозунга «Знание – сила". Указано на положительные и отрицательные черты такого комплекса в Советском Союзе. Изложены причины быстрого упадка лидерства точных наук и на постсоветском пространстве, и в большинстве развитых стран. Рассмотрена научно-исследовательская деятельность в 25 государствах мира, и на основе абсолютного ее объема составлен рейтинг качества (относительной интенсивности). Лидерами оказались Швейцария, Сингапур, Израиль, США и Великобритания. Указано, что высшее образование в ближайшие годы испытает радикальное изменение не из-за Интернета, а благодаря появлению совершенно новых источников энергии и 3D-принтеров. Для Украины наиболее важным станет изменение содержания высшего образования, а не выполнение структурных требований Болонского процесса. Стратегия экономического прогресса должна строиться на солнечной энергетике и 3D-принтерах
Ключевые слова: высшее образование, науки, образовательно-научный комплекс, качественные научные исследования, солнечная энергетика, 3D-принтеры, ориентация высшего образования.

Андрей ГРИНЬКИВ
МЕТАКОГНИТИВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ
Анализируется ряд метакогнитивных исследований, выводы которых дают возможность для создания качественно новых образовательных технологий. Автор рассматривает взаимосвязь учебных способностей с метакогнитивными процессами, проблемы метакогнитивного мониторинга, влияние метакогнитивных способностей на понимание текста. Метакогнитивная теория рассматривается как потенциал для преподавателей, а новейшие исследования метакогнитивных процессов предпосылкой образовательных инноваций.
Ключевые слова: метакогнитивный, исследование, образование, инновационные технологии, учебные способности, метакогнитивный мониторинг, метакогнитивная регуляция.
ВРЕМЯ РЕФОРМ: МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Петр СИКОРСКИЙ
ПРИНЦИПЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ НОВЫХ КОНТРОЛЬНО- ОЦЕНОЧНЫХ СИСТЕМ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В СРЕДНИХ И ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
В статье рассматриваются важные проблемы учебно-воспитательного процесса, касающиеся контроля за состоянием обучения субъектов учения, а также оценки их знаний. Контроль и оценка являются определяющими составляющими педагогического процесса. Хорошо продуманная контрольно-оценочная система, которая дает объективные результаты, будет наиболее мощным мотивационным компонентом в обучении учащихся и студентов. Для моделирования эффективных контрольно-оценочных систем обосновывается система дидактических принципов (природосоотвествия, научности, доступности, демократичности и преемственности). Критически анализируется 12-бальная шкала оценивания в средней школе и критерии оценки знаний учащихся. Используя обоснованную систему принципов моделирования контрольно-оценочных систем, планируется в дальнейшей работе предложить и исследовать новые контрольно-оценочные системы.
Ключевые слова: учебный предмет, контроль, оценивание, 12-бальная шкала оценивания, формы проведения контроля, контрольно-оценочная система, учебные параметры, стркутура знаниевых компонентов, критерии оценивания, шкала оценок, интервальная шкала перехода к оценке, формы локального контроля, формы итогового контроля.

Юрий СКИБА
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
В статье обобщены существующие классификации методов педагогического исследования. Предложено усовершенствованную классификацию методов педагогического исследования, в которой выделено четыре группы: организационные, теоретические, эмпирические и обработки данных. Организационные методы направлены на выявление научной проблемы или задания, которые требуют исследования. Теоретические методы направлены на аргументированное и логически обоснованное разрешение научного задания или проблемы на основе глубокого и всестороннего теоретического анализа. При помощи эмпирических методов обеспечивается накопление, фиксация, классификация и обобщение исходного материала для дальнейшей разработки педагогической теории. Методы обработки данных дают возможность количественно оценить предметы и процессы исследования, точно анализировать и прогнозировать их проявление, подтвердить эффективность предложенной системы, технологии, модели и т. п.
Ключевые слова: классификация, принципы классификации, методы педагогических исследований, организационные методы, теоретические методы, эмпирические методы и методы обработки данных.

Оксана БАШТОВЕНКО, Геннадий ЯРЧУК
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Необходимость и важность физической культуры в вузе требует нового подхода к организации учебного процесса. Его важной составляющей является обоснование и подтверждение роли физической культуры в сохранении и укреплении здоровья, поддержании высокого уровня психофизической подготовленности, необходимой для самостоятельного использования средств физической культуры в сознательном формировании здорового образа жизни.
Ключевые слова: физическая подготовка, здоровый образ жизни, мотивации, инноватика.
ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Александр НАЙДЕНОВ
РЕАЛИЗАЦИЯ УКРАИНСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
В статье предлагается видение содержания высшего образования Украины для успешной организации информационного общества на основе украинской национальной идеи. Отмечается, что возможность создания общества, отвечающего современным требованиям, будет зависеть от того, насколько правительству удастся превратить украинские высшие учебные заведения в храмы образования, культуры и морали, сделать их мощным фактором консолидации украинского общества, в котором идет подготовка специалистов, способных к идентификации (и самоидентификации), и создания науки на основе ценностей, которые наработаны предыдущими поколениями.
Ключевые слова: консолидация, идентичность, самоидентификация, инновация, человекоцентризм, государственность, соборность, интеллектуальность, искусство жить, квазицивилизация, фарисейство.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Сергей ТЕРЕПИЩИЙ
КЛАССИФИКАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЛАНДШАФТОВ ЕВРОПЫ
В статье рассматривается проблема классификации европейского образовательного ландшафта сквозь призму прагматического значения многообразия академических институтов в современном мире. Автор доказывает тезис, по которому четкая, а главное – многомерная классификация особенностей различных образовательных систем и субъектов в Европе и в Украине не только не повредит их идентичности, но и подчеркнет их самобытность, что привлечет как местного, так и иностранного абитуриента. Кроме того, введение таких структур откроет новые горизонты для сравнительного согласования между различными образовательными институтами, что в свою очередь повысит пластичность и качество полученных знаний. Реализация данной цели становится возможной при соблюдении специфических принципов многомерной классификации, которым в статье уделяется особое внимание.
Ключевые слова: образовательный ландшафт, академическое разнообразие, многомерная классификация, образовательная система, академическая свобода.

Мария НЕСТЕРОВА
ЕВРОПЕЙСКИЕ СТУДИИ ИНТЕРАКТИВНЫХ ВИЗУАЛЬНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ICVTs) В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ
В статье рассматривается европейский подход к внедрению новых когнитивных технологий, основанных на визуальных интерактивных принципах коммуникации (ICVTs), в систему высшего образования. Показаны эти типы инновационных технологий, их влияние на развитие трансверсальных компетенций. Также очерчены основные трансверсальные компетенции, связанные с творчеством и проблемами виртуальной реальности. В статье обозначены основные задачи по внедрению результатов европейских исследований применения новых когнитивных технологий в украинскую систему высшего образования.
Ключевые слова: когнитивные технологии, образование, трансверсальные компетенции.

   
© ALLROUNDER