№4 2017

2017 ВИЩА ОСВІТА УКРАЇНИ, № 4

РЕФЕРАТИВНЫЙ ОБЗОР СТАТЕЙ НОМЕРА


СТРАНИЦА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

Виктор АНДРУЩЕНКО
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ПРАКТИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ УКРАИНСКОМ
СОЦИУМЕ.....................................................................................................................................................5
Проект "Новая украинская школа" ориентирует на усиление роли практики в системе научно-образовательной деятельности. И это понятно. Практическая потребность, подчеркивала бывшая классика, двигает науку вперед более мощно, чем десятки университетов. Последнее в полной мере касается и образования. Главное назначение образования – подготовка человека к практической жизни в реальном обществе. Наиболее эффективным этот процесс станет тогда, когда оно (образование) разворачивается в соответствии с требованиями жизни, способа производства, образа жизни, то есть с учетом требований общественной практики. К сожалению, достаточно часто образование отрывается от практики, становится схоластическим, не жизненным. Такое образование ничего, кроме флуктации бесплодных идей, не дает ни обществу, ни личности. Качественное образование базируется на требованиях практики, реальной жизни. Оптимизация взаимосвязи образования и практики является именно тем заданием, на котором должны быть сосредоточены наши первоочередные образовательнологические поиски.
Ключевые слова: человек, образование, культура, практика.

АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

Юрий БОБАЛО
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ
ВНУТРЕННЕГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В НАЦИОНАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ "ЛЬВОВСКАЯ ПОЛИТЕХНИКА"............12
В статье сформулированы основные принципы функционирования внутренней системы обеспечения качества высшего образования, разработанной в Национальном университете «Львовская политехника». Систему внутреннего качества представлено как функцию основных процедур и процессов, которые реализуются в университете. Приведена совокупность информативных параметров функции качества высшего образования; на основе их оценки и анализа сформулированы соответствующие управленческие воздействия. Предлагаемая система внутреннего обеспечения качества может обеспечить существенный прогресс в дальнейшем решении проблемы качества подготовки специалистов в высших учебных заведениях.
Ключевые слова: качество высшего образования, система внутреннего обеспечения качества высшего образования, высшие учебные заведения.

ФІЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ХХІ СТОЛЕТИЯ:ПОИСК ПРИОРИТЕТОВ

Александра РУБАНЕЦ
КОГНИТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ............................28
В статье рассматриваются когнитивные технологии и когнитивные технологии в образовании. Когнитивные технологии в образовании раскрываются как интеллектуальные технологии и как образовательные технологии. Когнитивные технологии в образовании раскрывают особенности реализации когнитивных процессов в образовательной среде. Когнитивные технологии выявляют особенности функционирования целостной сложной системы человека. Образовательная среда имеет свои особенности реализации когнитивных процессов в обучении, воспитании, при принятии решений, когнитивном развитии личности. В то же время образовательная среда предполагает когнитивные процессы, коммуникативные процессы, интерактивные взаимодействия, развитие полилога и командной работы. Современные когнитивные технологии в образовании учитывают также перенос когнитивных взаимодействий в этих сферах в информационную среду. Разрабатывается новый подход к когнитивным технологиям в образовании, опирающийся на раскрытие когнитивных технологий в качестве посредника между играми разума, когнитивными процессами в сфере ума, когнитивной системой человека, их успешной реализацией в образовательных процессах. Вместе с тем когнитивные технологии в образовании позволяют овладеть реализацией когнитивных процессов в профессиональной среде – военной, управленческой, бизнес-среде, социокультурной сфере и др.
Ключевые слова: когнитивные технологии, когнитивные технологии в образовании, когнитивное развитие, когнитивные процессы (образовательные, профессиональные и др.).

Валентин ВЕРЁВКИН
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
В ОТНОШЕНИИ ПЕРЕМЕЩЕННЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ УКРАИНЫ.....................35
Необходимость осмысления такого явления, как перемещенные университеты Украины, обусловливается многими причинами: 1) беспрецедентной по масштабу в XXI веке гибридной войной и появлением перемещенных или «разделенных» университетов; 2) увеличением в современной Украине количества социальных конфликтов по сравнению с ситуациями социальной стабильности, консенсуса и гармонии; 3) интенсификацией и глобализацией конфликтов и необходимостью совершенствования теории и практики управления конфликтом.
К основным проблемам, с которыми столкнулись перемещенные университеты, следует отнести: 1) несовершенство нормативно-правовой базы; 2) неравные возможности перемещенных и не перемещенных высших учебных заведений при условии высокой конкуренции на рынке образовательных услуг; 3) недостаточные финансовые и кадровые ресурсы для обеспечения жизнедеятельности и надлежащего функционирования; 4) бытовые и психологические проблемы интеграции и социальной адаптации студентов и преподавателей.
Считаем целесообразным разработку концептуальной модели реинтеграции перемещенных университетов для их реинтеграции, что и станет предметом наших дальнейших исследований.
Ключевые слова: образовательная политика, гибридная война, перемещенные университеты, реинтеграция, конфликт, трансформация конфликта.

НОВЕЙШАЯ НАУКА И СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Анатолий ПОХРЕСНИК
КОММУНИКОЛОГИЯ ADVERSUS КОММУНИКАТИВИСТИКА
В СТРАТЕГИИ ИЗМЕНЕНИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ...................41
Рост количества противоречивых глобальных явлений и развитие технологического прогресса неизмеримо усложняют деятельность вузов на планете. Украине приходится преодолевать комплексную агрессию со стороны России вместе с решением проблем нахождения собственного места в политической и экономической структуре мира. В статье рассмотрена роль новых терминов и понятий в сфере планирования и осуществления изменений в образовательно-научном комплексе Украины. Указано на специфику зарубежного аудита его деятельности, отмечена необходимость использования совершенно новых понятий и терминов (примером является коммуникология, ноокоммуникология, ноонауки, ноотехнологии и др.), которые мы считаем необходимыми для успешности проектов развития высшей школы и научных исследований в Украине.
Ключевые слова: высшая школа, образовательно-научный комплекс, информационно-технологическая революция, коммуникология, коммуникативистика, ноонауки, ноокоммуникология.

ВРЕМЯ РЕФОРМ: МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Ирина СТЕПАНЕНКО, Мария ДЕБИЧ
ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В УКРАИНЕ:
СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ..................................................................48
В статье проанализировано входящую и исходящую мобильность в Украине. Определены факторы, которые способствуют привлечению иностранных студентов на обучение. Приведен положительный пример Польши по привлечению иностранных студентов на обучение. Выявлены проблемы (большое количество служб и документов, регулирующих вопросы обучения иностранных студентов, недостаточное стратегическое планирование развития высшего образования и его интернационализации; недостаточность информационного, маркетингового и рекламного обеспечения для рекрутинга иностранных студентов) и предложены их решения по привлечению иностранных студентов на обучение в украинских высших учебных заведениях.
Ключевые слова: иностранные студенты, международные студенты, интернационализация высшего образования, нормативно-правовая база, стратегия интернационализации высшего образования.

Галина КОЗЛАКОВА, Татьяна САЕНКО
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО
ПОДХОДА В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ СТУДЕНТОВ
ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА............................................................................................56
В статье рассматриваются важные проблемы введения компетентностного подхода в экологическое образование студентов технического университета. В качестве эффективного метода предлагается недельный тренинг интенсивного изучения нескольких тем при сопровождении лекциями, практическими и индивидуальными занятиями.
Ключевые слова: экологическое образование, студенты инженерных специальностей, технический университет, компетентностный подход.

ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАННЯ

Тамара СЕРГИЕНКО
НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ КОММУНИКАЦИИ
В ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ...............61
Целью статьи является выяснение научно-теоретических основ формирования коммуникативных навыков у иностранных студентов медицинских университетов. Использованы теоретические и эмпирические методы исследования. Научно-теоретическим основанием работы являются труды по психологии, педагогике и лингводидактике. Проанализирована парадигма базовых понятий. Выявлен репертуар навыков профессиональной медицинской коммуникации. Результаты исследования могут быть использованы в практике преподавания украинского языка как иностранного. Перспективы исследования заключаются в разработке технологии формирования навыков профессиональной медицинской коммуникации в иностранных студентов.
Ключевые слова: профессиональная медицинская коммуникация, навыки, коммуникативные навыки, украинский язык, иностранные студенты.

Ольга ЛЫСАК
НАЛАЖИВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ
ИНФОРМИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИСХОДЯЩЕЙ
АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ ......................................................................................68
В статье рассмотрена необходимость создания надлежащего уровня осведомленности об участии в программах академической мобильности. Доказано, что недостаток актуальной информации о грантовых/стипендиальных программах является одной из основных преград на пути увеличения количества мобильных студентов. Проиллюстрировано уровень осведомленности украинских студентов о программах академической мобильности. Проанализированы пути организации академической мобильности в высших учебных заведениях. Предложены методы повышения уровня осведомленности студентов о возможностях обучения за рубежом.
Ключевые слова: академическая мобильность; входящая/исходящая академическая мобильность; кредитная мобильность; студенческий маркетинг; уровень осведомленности.

ЗАРУБЕЖНИЙ ОПЫТ

Сергей КУРБАТОВ
РОЛЬ СТУДЕНЧЕСТВА В СОВРЕМЕННЫХ СИСТЕМАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН..............................74
В статье рассматривается процесс привлечения студентов к функционированию систем обеспечения качества высшего образования в контексте формирования Европейского пространства высшего образования (EHEA), ключевым принципом которого является студентоцентрическое обучение. Именно студент, как главный потребитель образовательных услуг, является центральной фигурой образовательного процесса, поэтому их активное участие в процессах внутреннего и внешнего обеспечения качества высшего образования становится мейнстримом современной образовательной политики. Это находит отражение в международных документах, регулирующих процессы обеспечения качества высшего образования, в частности в Стандартах и рекомендациях по обеспечению качества в Европейском пространстве высшего образования (ESG), принятых Министерской конференцией в Ереване в 2015 году. В качестве основного механизма вовлечения студентов в систему обеспечения качества высшего образования идентифицирован принцип их обязательного присутствия среди членов национальных агентств по обеспечению качества высшего образования и аналогичных структур.
Ключевые слова: студенты, студентоцентрическое обучение, качество высшего образования, внутреннее и внешнее обеспечение качества высшего образования, Европейское пространство высшего образования, национальные агентства по обеспечению качества.

Елена КОРСАК
ДОСТИЖЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ТРЕНДА МЕЖДУНАРОДНОГО
ТЕСТИРОВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.....................................................................78
Изучено причины расширения целей исследования систем образования и измерений качества их деятельности за пределами национальных границ. Изложены основные черты эволюции сравнительных педагогических исследований и проведения тестирования (PIRLS, TIMSS и PISA) учащихся из многих стран мира. Главное внимание обращено на измерения PISA, в частности, умение читать, понимать и использовать тексты, а также комплексные измерения «готовности к жизни-ХХI» учеников 15 лет (PISA). Указано на успехи и несовершенство имеющихся задач PISA во время измерений способности к креативности и творчеству. Доказано, что наиболее полезным и перспективным является участие учеников Украины в тестировании PISA.
Ключевые слова: обязательное образование, педагогические измерения, национальные экзамены, международные тестирования, сравнения тестов PIRLS, TIMSS и PISA, полезность PISA.

№3 2017

2017 ВИЩА ОСВІТА УКРАЇНИ, № 3


РЕФЕРАТИВНЫЙ ОБЗОР СТАТЕЙ НОМЕРА


СТРАНИЦА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

Виктор АНДРУЩЕНКО
ОБРАЗОВАНИЕ БЕЗ НАСИЛИЯ..................................................................................................7
Исследуется философский смысл насилия и особенности его проявления в образовании, основные формы насилия в системе образования и его преодоление (искоренение) как задача демократизации образования. Автор утверждает, что с давних времен образование осуществлялось большей частью как духовное насилие над личностью. Детей с малых лет заставляли в буквальном понимании заучивать ("зубрить") соответствующие знания, жестко контролировали процесс освоения норм религии, морали и культуры, отклонение от которых рассматривалось как своеволие и каралось от простого избиения розгами до отлучения от школы. Образование носило преимущественно насильственный характер. Учитель выступал как представитель общественной власти, который нормировал поведение, доминировал над учеником. Насилие – это форма деятельности (поведения) личности, целью которой является завоевание или сохранение собственной пренебрежительности и власти над другой личностью. Оно проявляется как узурпация свободы, подчинения личности субъективной воле насильника. В системе образования насилие оказывается в таких основных формах, как унижение (отрицание, подавление) учителем субъективности ученика, принуждение последнего к освоению второстепенного учебного материала, осуществление деятельности, не присущей учебно-воспитательному процессу и т.п. Искоренение насилия является одной из главных задач преодоления репрессивной педагогики прошлого, утверждения в образовании демократических отношений.
Ключевые слова: человек, образование, культура, воспитание, насилие, репрессивная педагогика.

АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА
Оксана ЗАХАРОВА, Жанна ГОНЧАРОВА
ВРЕМЕННО ПЕРЕМЕЩЕННЫЕ ВУЗЫ: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
И ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.......................................................................13
Обоснованы проблемы в сфере деятельности временно перемещенных вузов из зоны антитеррористической операции. Разработаны необходимые мероприятия по решению выделенных проблем перемещенных вузов. Спрогнозированы возможные сценарии результативности вступительной кампании 2017–2018 уч. г. для перемещенных вузов (на примере ГВУЗ «ДонНТУ») при условии своевременной реализации предложенных рекомендаций.
Ключевые слова: вуз временно перемещенный, проблемы, государственное регулирование, пути решения, результативность деятельности.

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ХХІ СТОЛЕТИЯ: ПОИСК ПРИОРИТЕТОВ

Людмила ГОРБУНОВА
ТЕОРИЯ ТРАНСФОРМАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ:
ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПТОВ И МЕТОДОЛОГИЙ...................................................................23
Современность как эпоха цивилизационного перехода характеризуется глобальными трансформациями во всех сферах социальной жизни. Индивид, выброшенный тектоническими сдвигами систем из безопасных и устойчивых ниш своего существования в терминалы «пространств потоков» и «вневременного времени», вынужден отправиться в номадическое путешествие самотрансформаций длиною в собственную жизнь. В этой связи возникает вопрос, каким должно быть современное образование, чтобы действительно быть современным. В динамике ландшафта образования для взрослых доминирующая роль переходит к трансформативному обучению. В данной статье теория трансформативного обучения взрослых Джека Мезироу рассматривается как релевантный подход к образованию индивида, способного стать автономным коммуникативным субъектом гражданского общества в условиях «текучей современности». При этом сама теория в процессе становления и развития претерпевает концептуальные изменения и осуществляет методологический поворот от рационально-когнитивистского подхода к энактивизму, основанному на принципах холизма, телесности, аффективности, эмоциональности когнитивных процессов и их самоорганизации как сложных динамических систем. Это позволило взглянуть на трансформацию личности как на целостный телесно-аффективно-когнитивный рефрейминг и сделать вывод о важной роли в трансформативном обучении взрослых всех экстра-рациональных составляющих этого процесса.
Ключевые слова: теория трансформативного обучения взрослых, Джек Мезироу, система ценностно-смысловых ориентаций, смысловые схемы, смысловые перспективы, дезориентирующая дилемма, критическая рефлексия, рациональный дискурс, рационально-когнитивный подход, «целостное понимание» человека, энактивизм, телесно-когнитивный подход, аффективный фрейминг.

Инна КНЫШ
КЛАССИЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРАДИГМА:
СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ................................................................................35
В статье показано, что на протяжении XVII–ХІХ ст. Украина стала государством Второй волны. При этом доклассическая образовательно-воспитательная парадигма, которая существовала до XVII ст., уже не удовлетворяла требованиям Нового времени и должна была уступить место классической, в которой сформировались четыре образовательных направления: латинофильское; византийско-русское; славяно-греко-латинское и старообрядческое. Отмечено, что дальнейшее развитие государства, общества и церкви в Украине привело к тому, что традиционный взгляд на образование (характерный для государств Первой волны) уже не соответствовал требованиям Нового времени (государств Второй волны), но организация образования по русскому (грекофильскому) образцу на протяжении длительного времени удерживала Украину на переходной стадии. Осуществлен анализ субъект-субъектных аспектов становлення образовательной парадигмы в классический период развития науки в отношениях: «Учитель (Преподаватель)» – «Ученик (Студент)», «Учитель (Преподаватель)» – «Учитель (Преподаватель)» и «Ученик (Студент)» – «Ученик (Студент)».
Ключевые слова: классическое образование, субъект – субъект, «Учитель (Преподаватель)», «Ученик (Студент)», парадигма образования, латинофильская, византийско-русская, славяно-греко-латинская, старообрядческая.

Сергей КАПУСТИН
ПОНЯТИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ
ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ ............................................................43
Как отмечается в недавно обнародованных концептуальных принципах реформирования средней школы "Новая украинская школа", становление человека как личности, подготовка его к жизни в реальном обществе является непосредственной задачей школы как основного института социализации. Школа должна вооружить учеников знаниями, сформировать необходимые компетенции, воспитать ценности, а главное – сформировать целостное мировоззрение личности, которое обеспечит ее ориентацию в природной и социальной среде, умение пользоваться знаниями, общаться с людьми. Реализация этой задачи в современной школе носит проблемный характер. Как показывает практика, достаточно часто выпускники школы реальной жизни не знают, а потому и входят в нее с крайне распыленными ориентациями. Формирование целостного мировоззрения в этом контексте является одной из главных задач обновления (модернизации) образования.
Ключевые слова: человек, сознание, мировоззрение, образование, наука, культура, воспитание.

НОВЕЙШАЯ НАУКА И СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Светлана ЩУДЛО, Оксана ЗАБОЛОТНА
ТРАНСФОРМАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЭМПИРИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ ДЛЯ ТРАНСФОРМАЦИИ ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?...........................................................................50
Учитывая современные тенденции, университет воспринимается как организация, функции которой все в большей степени смещаются в сторону исследования. Для удовлетворения потребностей исследовательского университета научно-педагогические кадры должны владеть компетенциями организации и проведения эмпирических исследований, анализа и интерпретации данных, которые выходят за рамки компетентности отдельных исследователей и отдельных университетов. На этом этапе возрастает роль неправительственных организаций, объединяющих исследователей из различных университетов. Это дает поле для синергии, порожденной сотрудничеством междисциплинарных научно-исследовательских команд. В статье описана работа такой команды в пределах Украинской ассоциации исследователей образования при проведении исследования по методологии TALIS в рамках проекта «Учитель». Развивающие перспективы исследования представлены по двум направлениям: с одной стороны, как потенциал практического участия в проведении исследования для развития самих исследователей и, как следствие, для трансформации университетов; с другой – как потенциал для трансформации высшего педагогического образования, основанный на результатах международных сравнений, основанных на эмпирических данных.
Ключевые слова: исследовательский университет, TALIS, Международное исследование обучения и преподавания, эмпирические исследования образования, УАИО, учитель.
ВРЕМЯ РЕФОРМ: МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Вильям КОВАЛЕНКО
УМНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИКО-
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ..........................................................................................57
В статье рассмотрены умные технологии, предметной сферой которых является идея, виды идей, их теоретико-методологическое обоснование и намечены их методико-технологические основания в виде формальной и содержательной логик: трансцендентальная, деонтическая, модальная, логистика, а также основных типов знаков: слов, терминов, концептов и математических знаков, которые презентуют идеи, виды идей в научных текстах как основных средствах теоретической и практической подготовки профессионального разума и понимания будущих специалистов в вузах.
Ключевые слова: умные технологии, идея, виды идей, универсальные виды деятельности и их результаты: вещи, деньги, идеи, формальная и содержательная логики, виды идей: научные, политические, национальные, профсоюзные, юридические.

Ольга ГОНЧАРОВА
ПРИРОДА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТАЛАНТА В АСПЕКТЕ
ПОСТНЕКЛАССИКИ И МЫШЛЕНИЯ В СЛОЖНОСТИ...................................................64
Задачей практической философии образования в аспекте постнеклассических методологий и мышления в сложности является создание условий для самоорганизации ученика как субъекта образования, которое теперь понимается как самообразование. Ключевой проблемой образования становится не передача знаний, а инновационные качества человека, его способность к созданию и восприятию нового. В таком аспекте талант педагога заключается в том, как управлять, не управляя, как малым резонансным воздействием подтолкнуть систему на один из собственных и благоприятных для человека путей развития, как обеспечить самоуправляемое и самоподдерживаемое развитие. Для эффективного решения этой задачи крайне важным является изменение стиля мышления. На смену разделительному мышлению, формирующему одномерное видение мира, должно прийти мышление связывания – знаний между собой, части с целым, а целого с частями, постигающее единство глобального и локального. Устанавливается приоритет мышления над усвоением знаний, личностного самовыстраивания, образовательной мотивации, умения работать в коллективе и признавать позитив в иной точке зрения над успеваемостью, умениями и навыками. Образование сможет отвечать запросам времени и осуществить реформу мышления, если предложит обществу новые формы организации знания через изменение содержания учебных дисциплин, индивидуальные методики презентации знания, понимание образованности как способности человека к интеллектуальному поиску.
Ключевые слова: научить учиться, становление, саморазвитие, самоорганизация, самообразование, изменение стиля мышления, мышление в сложности, когнитивно-креативный потенциал, самовлияние, самотрансформация, интеллектуальный поиск.
ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Иван СИЛАДИЙ
ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ
ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ .....................................................................76
Современная студенческая молодежь преимущественно является сторонником демократических преобразований, а следовательно, и демократических ценностей. Однако противоречивая природа ценностей новейшего времени и неоднородность студенческой общественности предопределяют необходимость усиления целеустремленного влияния на процесс генерирования демократических ценностей студенческой молодежи. В первую очередь формирование таких ценностей должно происходить в контексте развертывания свободы как общезначимого фактора развития личности. В то же время среди элементов формирования демократических ценностей студенческой молодежи традиционно выделяются факторы социально-политической среды, влияния близкого окружения, средств массовой информации, культуры, образования, воспитания и самовоспитания индивида. Под этим углом зрения особого внимания также заслуживает внеучебная деятельность вуза, которая охватывает профсоюзную, досуговую и другие виды деятельности студенческой молодежи.
Ключевые слова: человек, молодежь, ценности, демократические ценности, система образования, демократическое образование.

№1 2017

2017 ВИЩА ОСВІТА УКРАЇНИ, № 1

РЕФЕРАТИВНЫЙ ОБЗОР СТАТЕЙ НОМЕРА


СТРАНИЦА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

Виктор АНДРУЩЕНКО
«ШКОЛА БУДУЩЕГО» ДЛЯ УКРАИНЫ И ЕВРОПЕЙСКОГО
ПРОСТРАНСТВА.......................................................................................................................................5
Aнализируются вызовы глобализированного мира к системе подготовки человека к жизни, ответы на них средствами образования и воспитания в Украине и странах европейского пространства. Образование и наука, шире – интеллект нации рассматриваются в качестве главного ресурса, благодаря которому современное общество может двигаться по ступеням общественного прогресса. Невнимание к образованию оборачивается потерями, которые «размывают» культуру, вытесняют народ с путей цивилизационного развития. Особое внимание уделяется рассмотрению направлений реализации Концепции «Новая украинская школа. Пространство образовательных возможностей». Подчеркивается, что будущее образование должно быть привлекательным, человекоцентристким, демократичным, открытым, информационным и диалогичным, реализовываться на основе органического единства знаний, компетенций и ценностей.
Ключевые слова: человек, культура, образование, воспитание, модернизация, знание, компетенции, ценности.

АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

Виктор АНДРУЩЕНКО, Владимир СЕРГИЕНКО, Игорь ВОЙТОВИЧ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ: НАУКА И ПРАКТИЧЕСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ....................................................................................................................................17
Доказано, что педагогические измерения можно рассматривать как частный случай образовательных измерений. Они связаны с такими понятиями и видами деятельности как тестология, оценки (экспертные и др.), квалиметрия, наукометрия, мониторинг качества образования, математическая статистика, рейтингование в образовании, разработка стандартов образовательной деятельности и стандартов подготовленности. Измерение качества подготовки студентов и компетентности преподавателей предоставляет организаторам учебного процесса информацию для принятия решений и достижения поставленных целей. Изложен опыт подготовки специалистов по образовательным измереним, по определению рейтинга преподавателей и кафедр в Национальном педагогическом университете имени М. П. Драгоманова.
Ключевые слова: высшее образование, качество высшего образования, оценки, тесты, рейтинги, управление, специальность «Oбразовательные измерения».
ЛИЧНОСТЬ

Александр ВОЗНЮК, Галина КОЗЛАКОВА
АЛЕКСАНДРА ДУБАСЕНЮК – ВЫДАЮЩИЙСЯ УЧЕНЫЙ-ПЕДАГОГ,
ОСНОВАТЕЛЬ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ
«ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ
УЧИТЕЛЕЙ» .............................................................................................................................................25
В данной статье представлены научно-педагогические достижения, учебно-методические издания и научно-педагогическая школа профессора А. А. Дубасенюк в связи с избранием ее Почетным академиком НАПН Украины в октябре 2016 г.
Ключевые слова: А. А. Дубасенюк, научная школа, педагогические исследования, учебно-методические издания, профессионально-педагогическая подготовка учителей.

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ХХІ: ПОИСК ПРИОРИТЕТОВ

Тамара КИРИК
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ О НООЛЕКСИКОНЕ ДЛЯ ВЫСШЕЙ
ШКОЛЫ ХХІ ВЕКА ...............................................................................................................................30
В статье исследована современная тенденция появления новых научных терминов, связанных с понятием «ноосфера». Они нужны для описания инноваций в высшем образовании, научных исследованиях, производстве, управлении, экологии и др. Новые термины формируют ноолексикон (нооглоссарий или нооэнциклопедию). Особенно важны пять понятий: ноотехнологии, ноонет, нооразвитие, ноообщество, ноогуманизм. Автор предлагает разделение ноолексикона на две части – рациональную, связанную с точными науками (Sciences), и иррациональную (Arts). Указано на большое значение для образования понятия «ноогуманизм», предложено для него новую научную базу.
Ключевые слова: высшее образование, ноосфера, ноолексикон, ноотехнологии, нооразвитие, ноогуманизм.

Юлия ОПАНАСЮК
ФИЛОСОФИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ........................................37
Современному миру присущи стремительное нарастание информации и изменение средств коммуникации. Еще недавно человек приобретал знания, которых ему хватало на всю его жизнь. Сегодня информация стареет, не успевая дойти до потребителя, которому приходится постоянно учиться, переучиваться, преобразовывать свою жизнь. С изменением совокупной деятельности принципиально изменились и коммуникационные технологии. В настоящее время надо уметь быстро ориентироваться в пространстве знаний, научиться без сожаления отказываться от устаревших стереотипов и форм поведения и мышления. В то же время современный этап развития человечества характеризуется усилением процесса глобализации и углубления проблем в системе отношений «человек – общество». Повышая эффективность экономики, глобализация попутно создает потенциальную угрозу демонтажа созданной в течение предыдущего века социальной надстройки с возможным обострением классовых отношений в планетарном масштабе.
Ключевые слова: человек, образование, философия образования, глобализация, прогресс.

НОВЕЙШАЯ НАУКА И СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Владимир ЛУГОВЫЙ, Жаннета ТАЛАНОВА
НАУКА В УНИВЕРСИТЕТАХ, УНИВЕРСИТЕТЫ В НАУКЕ В МИРОВОМ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ ..........................................................................42
Выяснены особенности современного мирового исследовательского пространства, его основных структурных составляющих разной модальности. Доказано, что университетский сектор является важным, однако далеко не доминирующим субъектом исследований и разработок (ИиР). Его часть в освоенных средствах, как правило, не превышает четверти и наибольшая для западноевропейских, наименьшая для восточноазиатских университетов. В мире 8 стран наибольше инвестируют финансовых и человеческих ресурсов в ИиР, а именно: США, Китай, Япония, Германия, Корея, Франция, СК и Россия. США доминируют по объёмам затрат на ИиР и занимают промежуточное положение по соотношению бизнесовой и правительственной роли в их финансировании, а также части университетского сектора в их выполнении (14%). В этой стране федеральное финансирование университетских ИиР составляет свыше 55%, распространённым является их самофинансирование (более 24%), в то же время удельный вес бизнеса не превышает 5–6%. В Украине на сектор высшего образования в национальном исследовательском пространстве в 2015 г. приходилось 5,3% освоенных средств, соответствующее самофинансирование университетов составляло 0,04%, затраты на ИиР в бюджетах этих заведений в среднем не превышали 3%. Предпосылкой повышения роли украинской университетской науки выступает преодоление раздробленности заведений высшего образования. Необходимо постепенное увеличение государственных затрат на ИиР в университетах.
Ключевые слова: мировое исследовательское пространство, исследования и разработки, университетский сектор, финансирование, исследователи, ОЭСР, ЕС, США, Украина.

Анатолий ЩЕДРИН
КОНЦЕПЦИИ ВНЕЗЕМНОГО РАЗУМА В КУЛЬТУРНОМ УНИВЕРСУМЕ
СОВРЕМЕННОСТИ: ФИЛОСОФСКО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ .............51
Рассмотрена эволюция концепций внеземного разума, их экспликации в универсуме культуры, дисциплинарные измерения, философско-образовательный потенциал, значение для философии образования. Сферами обсуждения проблемы «CETІ – SETІ», путей ее решения и возможных последствий для человечества являются философия, философия культуры, культурология, логика и методология научного познания, религиоведение. Социокультурная методология исследования раскрывает место представлений о внеземном разуме в культурном универсуме и образовании эпохи постмодерна, их роль в осознании субъектности человечества.
Ключевые слова: внеземной разум, SETІ, культурный универсум, концептуальный кластер, философия, философия образования, логика, методология познания.
ВРЕМЯ РЕФОРМ: МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Иван СИЛАДИЙ
НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ...........59
Модернизация отечественного образования создает новые вызовы в системе подготовки человека к жизни. Одновременно эти вызовы обусловлены и процессами украинского государства – утверждением рыночных и демократических отношений, становлением гражданского общества и политической нации, возрождением национальной культуры и т. п. В не меньшей степени вызовы в системе образования порождены кризисными явлениями в экономике: увеличением безработицы, падением жизненного уровня людей, ростом преступности и т.п. Кроме того, обретая национальные контуры, украинское образование становится на путь вхождения в многонациональное европейское пространство. Решение связанных с этим проблем требует развертывания глубоких и разветвленных научно-педагогических исследований модернизационных образовательных вызовов.
Ключевые слова: человек, образование, модернизация, гуманитаризация образования, информатизация образования.

Екатерина ШОВШ
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА:
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ...................................................65
Анализируются особенности формирования информационной культуры будущих социальных педагогов, учителей и социальных работников, прежде всего, важность доступа (и освоение) к информационно сжатому социальному опыту поколений. Традиции, обычаи народа, особенности его ментальности, проявляющиеся прежде всего в быту, являются той первичной базой и одновременно источником, из которого социальный педагог черпает модели, подходы, способы работы с людьми разного возрастного, имущественного, религиозного и т.п. статуса. Информационная культура социального педагога должна включать в себя глубокий общечеловеческий чувственный сегмент, который обеспечивает человеческое и человечное отношение к своим реципиентам, сопереживание их судьбы и перспективы вхождения в общественную целостность.
Ключевые слова: человек, образование, культура, информация, информационная культура.
ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Екатерина ПАСЬКО
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБЩЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ ПРОДУКТИВНОЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА..................................................72
В статье рассматривается феномен эффективного общения и особенности его внедрения и активного использования в рамках профессиональной деятельности современного педагога. Отдельное внимание уделено барьерам общения, которые влияют на успешность коммуникативного взаимодействия педагога с учащимися. Представлено факторы, которые препятствуют эффективному общению учителя. Акцентируется внимание на важности активного слушания в процессе профессионального взаимодействия, рассматриваются уровни активного слушания и возможности использования типов слушания в процессе общения педагога со школьниками.
Ключевые слова: общение, продуктивное, эффективное, профессиональное, педагогическое, психологические аспекты.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Марья НЕСТЕРОВА
ЕВРОПЕЙСКИЕ КОГНИТИВНЫЕ ПРАКТИКИ РАЗВИТИЯ
СОЦИАЛЬНОЙ СПЛОЧЕННОСТИ В УКРАИНСКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
ПРОСТРАНСТВЕ.....................................................................................................................................77
В статье рассматриваются европейские когнитивные практики развития социальной сплоченности и перспективы их имплементации в образовательное пространство Украины. Показаны связи социальной сплоченности и трансверсальных компетенций. В статье обозначены основные практические задачи по внедрению европейских когнитивных практик в украинское образовательное пространство.
Ключевые слова: когнитивные практики, образовательное пространство, социальная сплоченность, трансверсальные компетенции.

№2 2017

2017 ВИЩА ОСВІТА УКРАЇНИ, № 2

РЕФЕРАТИВНЫЙ ОБЗОР СТАТЕЙ НОМЕРА


СТРАНИЦА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

Виктор АНДРУЩЕНКО, Назип ХАМИТОВ
ФИЛОСОФСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА КАК КАТАЛИЗАТОР
ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ПРОЕКТА УКРАИНЫ......................................................................5
В статье анализируется новая роль философского образования и науки в контексте становления и воплощения цивилизационного проекта Украины.
Осмысливается проблема философского постижения и внедрение в учебный процесс продуктивных методологических и мировоззренческих стратегий цивилизационного проекта. Делается акцент на развитии философского мировоззрения в процессе обучения в университете как факторе формирования личности, способной сделать свою страну субъектом мировой цивилизации.
Ключевые слова: философское образование и наука, цивилизационный проект Украины, методологические стратегии.

АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА
Сергей КУРБАТОВ
ПРОБЛЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ СИСТЕМ
УНИВЕРСИТЕТСКИХ РЕЙТИНГОВ ...........................................................................................18
В статье рассматриваются современная критика университетских рейтингов и основные подходы к усовершенствованию их теории и методологии. В частности, акцент делается на том, что в существующих моделях университетских рейтингов недостаточно оценивается процесс обучения и его результаты. Предпринят анализ основных подходов к оценке результатов обучения в англоязычной литературе, а также перспективы дальнейших исследований в этой области. Подчёркивается важность адекватной оценки результатов обучения как составляющего элемента новой системы обеспечения качества высшего образования в Украине.
Ключевые слова: университетские рейтинги, индикаторы, рейтинги первой и второй волны, обучение, оценка результатов обучения, качество высшего образования.
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ХХІ СТОЛЕТИЯ: ПОИСК ПРИОРИТЕТОВ

Александр ВОЗНЮК
РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.........................................23
На основе междисциплинарного подхода анализируется развитие педагогической действительности. Обнаруживается закономерность развития, касающаяся изменения иерархической (субъект-объектной) и деиерархической (субъект-субъектной) стадий развития педагогической действительности и педагогики как особого гомеостатического института сохранения, воспроизводства и развития культурно-технологического состояния общества.
Ключевые слова: педагогическая действительность; педагогическая цивилизация; педагогическая парадигма; педагогическая формация; универсальная парадигма развития; парадигма фрактально-голограммного строения мира и социумов.

Тамара КИРИК
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ О ГУМАНИЗМЕ, НЕОГУМАНИЗМЕ,
НООГУМАНИЗМЕ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ УКРАИНЫ-XXI................................................32
В статье отмечена необходимость поисков новых путей для решения кризисных проблем человечества. Среди перспективных средств – применение в современных условиях забытого понятия «неогуманизм» и усовершенствованной философии образования. Доказано, что в философии образования целесообразно восстановить изобретение В. Гумбольдта – концепт «неогуманизм». В статье исследована современная тенденция появления новых научных терминов, связанных с понятием «ноосфера». Они нужны для описания инноваций в высшем образовании, научных исследованиях, производстве, управлении, экологии и др. Новые термины формируют ноолексикон. Указано на большое значение для образования понятия «ноогуманизм».
Ключевые слова: кризис человечества, образование и демократия, гуманизм, неогуманизм Гумбольдта, ноосфера, ноолексикон, ноотехнологии, ноогуманизм.
НОВЕЙШАЯ НАУКА И СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Иван СИЛАДИЙ
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНОЙ АКТИВНОСТИ
ПЕДАГОГА-НОВАТОРА........................................................................................................................39
В современном научно-педагогическом дискурсе активизация научной деятельности педагога связывается прежде всего с личностью обучающегося, изучением предмета своей педагогической специализации и использованием новейших методик преподавания учебной дисциплины. Учитывая это, исследования личности ученика должны разворачиваться в контексте таких субъект-субъектных отношений, в которых педагог должен создать условия для раскрытия творческих способностей обучающегося. Этому в значительной степени должна способствовать индивидуализация обучения, которая предусматривает максимальный учет преподавателем личностных особенностей ученика. Одновременно педагог обязан постоянно совершенствовать, углублять свои педагогические знания, учитывая инновационность и практическую направленность учебного процесса. Кроме того, научные разработки преподавателя по методике должны быть не только креативными, но и сохранять традиционные формы обучения, обеспечивая четкое решение сложных ситуаций в педагогической деятельности.
Ключевые слова: научная активность, инновационность, педагог-новатор, творческий ученик.
ВРЕМЯ РЕФОРМ: МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Валентина ШВЕЦ
НОВАЯ МОДЕЛЬ ОБРАТНЫХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ СТУДЕНТОМ
И ПЛАТФОРМОЙ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ MOODLE.................................46
Появление новых методик обучения в современном информационном обществе связано с развитием электронных обучающих систем, требующих постоянного поиска путей компьютерного общения между студентом и преподавателем. Основная проблема дистанционнного образования, основанного на обратной связи, состоит в том, что автоматизированная система должна обеспечить студенту возможность достижения более высокой эффективности учебного процесса. В этой статье предложено решение этой проблемы, которое заключается в разработке нового типа обратной связи между студентом и платформой электронного обучения MOODLE. В статье описана технология создания дополнительных модулей к платформе MOODLE для достижения этого нового типа обратной связи, написанных на языке программирования Javascript.
Ключевые слова: обратная связь, образовательные технологии, платформа электронного обучения MOODLE.

ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Александра КАЧМАР
СТРАТЕГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ СТУДЕНТОВ
В СОВРЕМЕННОМ ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ....................................................................52
В статье предложена авторская концептуализация стратегий высшего образования, ориентированных на предупреждение, преодоление или минимизацию агрессивности студентов. Исследование стратегий осуществлено в контексте ключевых вызовов современному высшему образованию (информационные технологии и глобализационные тенденции), что позволило выявить осложненный характер обоснования целостной концепции преодоления агрессивности, ведь указанные вызовы носят динамичный характер. Достойно встретить вызовы распространения идей агрессивности способно университетское образование, опирающееся на императив диалогического взаимодействия, потребность развития гибкости мышления и поддержку открытости мировоззренческих ориентаций, а не на конкретные механизмы противодействия предопределенным формам агрессивности в образовательном пространстве.
Ключевые слова: агрессия, агрессивность, высшее образование, глобализация, диалог, гибкое мышление, дистанционное образование, межкультурное взаимодействие.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Оксана КОВАЛЕНКО
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СОЕДИНЕННОГО
КОРОЛЕВСТВА ВЕЛИКОБРИТАНИИ И СЕВЕРНОЙ ИРЛАНДИИ............................58
Статья посвящена исследованию опыта правового обеспечения высшего образования Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. Рассмотрены основные вопросы административно-правового обеспечения высшего образования и науки Великобритании. В частности, проанализирована работа структурных подразделений университета, нормативные документы, которыми руководствуются в своей деятельности учреждения высшего образования. Рассмотрены отдельные составляющие принципа автономии университетов: академическая, финансовая, организационная, кадровая, научно-исследовательская. Проанализированы стипендиальные программы университетов Великобритании и их требования к поступлению в университеты Англии.
Ключевые слова: Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, высшее образование, административно-правовое обеспечение, стипендиальные программы, университет.

Юлия ОПАНАСЮК
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО
СОТРУДНИЧЕСТВА..............................................................................................................................64
Для западных экспертов в области высшего образования развитие международного академического сотрудничества является стратегической целью, достижение которой обеспечивает страну конкурентоспособными гражданами. Однако в отечественной науке вопрос такого сотрудничества и управления им со стороны государства еще не сформировались как самостоятельное научное направление исследования. Поскольку в последнее время международное академическое сотрудничество значительно активизировалось, возникла необходимость исследования проблем, которые способствуют или тормозят его развитие. В частности, развертыванию международного академического сотрудничества помогает усовершенствование технологий получения, обработки, передачи и использования научной информации. А широкое применение компьютерной техники создает качественно новые потенциальные возможности решения научных проблем. Ведь возможность оперативного доступа к необходимым источникам информации является одним из важнейших условий успешного развития научного творчества. Кроме того, достаточно комфортно получать сейчас знания человек может и с помощью специализированной информационной образовательной среды, которое базируется на дистанционных технологиях обучения. Для такого обучения преимущественно используются специализированные информационные системы, адаптированные к уровню базовой подготовки конкретного студента, что открывает перспективы существенного повышения качества образования.
Ключевые слова: человек, образование, международное академическое сотрудничество, информационно-коммуникационные технологии, дистанционное обучение.

Юлия ХИЛЬКО
ФУНКЦИИ ГЛАВНЫХ АГЕНТОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОДАРЕННЫХ
ДЕТЕЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ КАНАДЫ...........................................71
В статье проанализированы функции главных агентов социализации одаренных детей – учителей, консультантов, менторов – в общеобразовательных школах Канады. Охарактеризованы партнерские взаимоотношения главных агентов социализации и родителей одаренных детей в педагогогическом процессе.
Ключевые слова: учитель, консультант, ментор, агенты социализации, общеобразовательная школа, одаренный школьник.

СТРАНИЦА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

Ольга ПОДОЛЯКИНА
ПРОЕКТЫ РАДИКАЛЬНОГО ИЗМЕНЕНИЯ ДИСКУРСА ОБРАЗОВАНИЯ:
ИДЕЙНЫЕ ОСНОВЫ И ДИСКУРСИВНЫЕ И КОММУНИКАТИВНЫЕ
КОНЦЕПЦИИ ТРАНСФОРМАЦИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
В СИСТЕМЕ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ.........................................................................78
Проекты радикальной смены дискурса и модели коммуникации реализуются прежде всего в постмодернистских концепциях образования, в том числе и в педагогической практике. Эти концепции выступают за радикальную реформу школ, за их превращение в локальные и полуавтономные организации, за отказ от существующего консенсуса о целях и содержании образования и воспитания, за индивидуализирующие методы обучения, за применение психотехнических методов для изменения сознания и школьников, и преподавателей. Они развивают концепцию знания как субъективной конструкции, социально-психологические методы релятивизации ценностей и переоценки отношений «ученик-учитель», что предполагает отказ от понимания учителя как авторитета – специалиста и воспитателя.
Ключевые слова: дискурс, постмодернизм, коммуникация, открытое образование, разум, антипедагогика, философия образования, гуманистическая педагогика, педагогический и философский радикализм.

   
© ALLROUNDER