№1 2019

2019 ВИЩА ОСВІТА УКРАЇНИ, № 1

реферативный обзор статей номера


СТРАНИЦА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

Виктор АНДРУЩЕНКО
НЕВИННАЯ БОРЬБА С ДАЛЕКО ИДУЩИМИ ПОСЛЕДСТВИЯМИ.......................5
Развитие национальной системы образования является одним из главных (если не
главным!) направлений создания украинского государства. Ведь главным субъектом
всех осуществляемых процессов является человек. И в зависимости от того, какую систе-
му знаний, компетенций, ценностей он освоил и исповедует, такими будут его помыслы
и действия, а следовательно – такими будут общество и культура, которые он создает.
Чтобы быть субъектом (а не пассивным объектом, который «плывет по течению»), чело-
век должен исповедовать широкий взгляд на внутренний и внешний мир – мировоззре-
ние, в соответствии с которым он превращает внешний мир, создает культуру, рождает и
воспитывает детей, производит цивилизованные формы общения и сотрудничества с ми-
ром. Образование – это фундамент социального, философия является ее духовным стерж-
нем. К сожалению, пренебрегая тысячелетним опытом истории, некоторые «доброжела-
тели» подневольно пытаются «выпихнуть ее за пределы системы», навязать суррогатные
заменители настоящей духовности и культуры, философии и морали, а следовательно,
вытеснить национальное образование на окольный путь мировой истории, лишить укра-
инского человека будущего. Признавая право каждого на собственное мнение, автор апел-
лирует к здоровым общественным силам с целью развернуть дискурс о ценности образо-
вания, значении в нем такого направления, как «философия образования», задача кото-
рой – формирование методологической и мировоззренческой культуры личности.
Ключевые слова: человек, образование, культура, философия, мораль.

ФІЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ХХІ СТОЛЕТИЯ: ПОИСК ПРИОРИТЕТОВ

Назип ХАМИТОВ, Светлана КРЫЛОВА
ФИЛОСОФСКАЯ ПУБЛИЦИСТИКА КАК МУЖЕСТВО ОТКРЫТОСТИ
ДРУГОМУ: АКТУАЛЬНОСТЬ ДЛЯ АКАДЕМИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ....................................................................................... 12
Осмысливается актуальная проблема роли философской публицистики в академичес-
ком образовании и науке. Философская публицистика – не просто доступное представле-
ние истории философии или современного состояния направлений теоретической фило-
софии, это сфера духовного творчества, в которой вечные мировоззренческие проблемы
предстают в актуальном общественном контексте. Философская публицистика в своей
глубине всегда является гуманистической, она стоит на страже свободы мысли, пробуж-
дает ее критичность, защищает от манипуляций. Авторы вводят понятие «академическая
философская публицистика»; в результате действия такой публицистики в современном
демократическом обществе возникает открытость образования и науки.
Ключевые слова: публичность, публицистика, академизм, философская публицисти-
ка, академическая философская публицистика, философская эссеистика, философское
искусство, гуманитаристика, образование, наука, метаантропология, обыденное бытие че-
ловека, предельное бытие человека.

Татьяна ГЛУШКО
ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО
ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ..................................................................................... 22
Статья посвящена исследованию альтернативных стратегий развития современно-
го экономического образования на уровне национальных вузов. Отстаивается позиция,
2019 ВИЩА ОСВІТА УКРАЇНИ, № 1 87
согласно которой ключевыми ориентирами такого образования должны стать развитие
критического и креативного мышления у нового поколения экономистов. Утверждает-
ся идея непродуктивности подражания уже существующим экономическим стратегиям
и акцентируется авторская точка зрения относительно усовершенствования содержа-
ния учебных программ в области экономики, в том числе предлагаются соответствующие
интердисциплинарные учебные курсы и дается их краткое описание.
Ключевые слова: экономическое образование, критическое мышление, креативное
мышление, аналитика, экономическая стратегия, кризис классических образовательных
программ.

НОВЕЙШАЯ НАУКА И СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Константин КОРСАК, Юрий КОРСАК, Людмила АНТОНЮК, Елена БОЙЧУК,
Тамара КИРИК, Лариса ЛЯШЕНКО, Анатолий ПОХРЕСНИК
ДУХОВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ МОЛОДЕЖИ УКРАИНЫ В УСЛОВИЯХ
УГРОЗ ДВУХ ГЛОБАЛЬНЫХ КОЛЛАПСОВ И КОНСЦИЕНТАЛЬНЫХ
ВОЙН: ФИЛОСОФСКИЙ ВЗГЛЯД............................................................................................... 29
Авторы критически анализируют зарубежную и украинскую научную прессу в теме
оценки совокупности угроз для современного человечества и уменьшения духовной без-
опасности для студентов Украины. На основе открытия группы экологически безопасных
ноотехнологий доказано глубокую ошибочность всех теорий неизбежности глобального
коллапса из-за нарастания экологических и других угроз. Замена этими технологиями
всех имеющихся гарантирует устранение экологических угроз, лечение биосферы и со-
четание роста численности человечества с повышением качества жизни. Авторы обнару-
жили, что возникла и быстро усиливается другая угроза для популяции Homo Sapiens
Sapiens, названная «Духовно-интеллектуальным коллапсом – ДИК». ДИК начался с
распада морали и несколькиих признаков резкого уменьшения способности людей к
мышлению и осознанию угроз для себя. Выявлен факт высокой уязвимости молодежи со
стороны консциентальних атак. Предложены средства защиты студентов средствами ноотехнологий
и ноонаук.
Ключевые слова: кризис человечества, Экологический коллапс, ложные прогнозы,
Духовно-интеллектуальный коллапс, ноотехнологии, ноонауки, консциентальные войны,
защита молодежи.

Вильям КОВАЛЕНКО
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КРИТЕРИИ И СТАНДАРТЫ СОДЕРЖАНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И НАУЧНЫХ ТЕКСТОВ.................................................................... 39
В статье рассмотрены три универсальные критерии и стандарты содержания текстов
наук и дисциплин. Первый тип критериев и стандартов имеет отношение к средствам
представления содержания учеными в научных текстах, и такими средствами являют-
ся четыре основных типа знаков: знаки-слова, знаки-термины, знаки-концепты и мате-
матические знаки. Ученые в соответствующих науках исследовали положения, правила
и законы происхождения референтов и денотатов знаков, правила оперирования знака-
ми, которые потом получают статус соответствующих стандартов использования знаков
учеными других наук.
Второй тип критериев и стандартов имеет отношение к универсальным формам содер-
жания текстов: процесс, промежуточные параметры процессов (состояние), результаты
процесса и свойства, которыми ученые уточняют и конкретизируют предметы своих ис-
следований. Поскольку содержание текстов создают ученые при помощи своего ума и ин-
теллекта, то третий тип универсальных критериев и стандартов ориентирован именно на
них – ум, разум, интеллект, представленные нами в их определении.
Ключевые слова: универсальные критерии, стандарты, содержание, нучные тексты
наук, основные типы знаков, референты, денотаты, дидактологистика, ум, интеллект.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Марья НЕСТЕРОВА
ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ ЕВРОПЕЙСКИХ ЦЕННОСТЕЙ В УКРАИНСКОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО: РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ
СПЛОЧЕННОСТИ И МЕЖКУЛЬТУРНОГО ДИАЛОГА...................................................... 44
В статье рассматривается процесс имплементации европейских ценности в образо-
вательное пространство Украины. Показана связь развития социальной сплоченности и
межкультурного диалога на фундаменте общих ценностей. Внедрение ценностно-ориен-
тированного подхода должно быть в разных направлениях образовательного простран-
ства – от преподавания и обучения до управления образовательными учреждениями. В
статье обозначены как уже существующие достижения, так и новые практические задачи
по внедрению европейских ценностей в украинское образовательное пространство.
Ключевые слова: европейские ценности, межкультурный диалог, образовательное
пространство, социальная сплоченность.

ВРЕМЯ РЕФОРМ: МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Анна ЦВЕТКОВА, Эллина ПАНАСЕНКО
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ: КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ............................... 53
Модернизация системы мониторинга процесса подготовки магистров педагогического
профиля – одно из актуальнейших заданий сегодняшнего дня для обеспечений целост-
ного обновления и приведения профессиональной подготовки в соответствие с теми из-
менениями, которые происходят в социальном, политическом, культурном пространстве
Украины, учитывая общемировые тенденции, а также внедрение стратегии опережающе-
го развития личности. Конкретизировано научно-методическую базу исследования мо-
ниторинга качества подготовки магистров педагогического профиля. Охарактеризованы
критерии, показатели качества подготовки магистров педагогического профиля, которые
представляют собой оптимальные предельные точки сформированности профессиональ-
ной компетентности, качества образовательного процесса в высшей школе.
Ключевые слова: модернизация, система подготовки, магистры педагогического
профиля, мониторинг качества подготовки, критерии, показатели качества подготовки
магистров педагогического профиля.

Оксана ЯКИМЧУК
ДОСТИЖЕНИЯ И ПРОТИВОРЕЧИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
«НАЦИОНАЛЬНОЙ ДОКТРИНЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
В XXI ВЕКЕ».............................................................................................. 62
«Национальная доктрина развития образования в XXI веке» стала одним из
фундаментальных документов в этой области в Украине в начале нового тысячелетия.
Именно эта доктрина позволила выработать базовые ориентиры, направила украинскую
образовательную сферу к европейской интеграции и привлечению западных учебных
стандартов. В то же время ее реализация не стала путем непрерывных побед. Процесс во-
площения сформулированных принципов, целей и приоритетов оказался полным проти-
воречий и неудач, анализу которых и посвящена данная статья.
Ключевые слова: Национальная доктрина развития образования в XXI веке, образова-
тельная реформа, образовательное законодательство, нормативы качества образования.

ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАННЯ

Сергей МАГЕРА
УКРАИНСКАЯ КУЛЬТУРА: ЕДИНСТВО НАЦИОНАЛЬНЫХ
И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПРИОРИТЕТОВ........................................................................... 68
Исследуется органическое единство в украинской культуре национального и общече-
ловеческого; это единство присуще ей со времен возникновения и пронизывает все поле
исторического бытия. В период существования Украины, полностью или частично под
властью других государств, данное единство имело дозированный характер: в борьбе за
выживание украинская культура исторически делала упор на национальном аспекте и од-
новременно пыталась сохранить общечеловеческую составляющую, которая также стра-
дала от гнета других государств; провозглашение независимости открыло дорогу к их
действительному единству, которое утверждается, отражая характер народа, его менталь-
ность; украинская культура ориентируется на европейские ценности и именно в таком
ключе утверждает единство национального и общечеловеческого.
Ключевые слова: человек, общество, культура, национальное, общечеловеческое.

Татьяна ПИРОГОВА
ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ
ПЕДАГОГОВ............................................................................................... 75
Исследуется вопрос воспитания эстетической культуры будущих педагогов (содержа-
ние и основные технологии). Определив эстетическую культуру как способность и уме-
ние личности почувствовать свою связь с миром и другими людьми, содержательно (и
чувственно) пережить и человеческим образом выразить их полноту и многообразие че-
рез создание красоты, автор предлагает остановиться на педагогическом аспекте этого фе-
номена; он исходит из того, что в широком смысле «педагогика» означает не что иное,
как мастерство «человекотворения» средствами образования и воспитания. Эстетическая
культура в этом смысле является символом красоты педагогического мышления и дей-
ствия. Учитель должен чувствовать красоту окружающего мира и человека и уметь вопло-
щать ее в процесс «человекотворения».
Ключевые слова: человек, общество, культура, эстетическая культура, педагогика, вос-
питание.

   
© ALLROUNDER